• banner do vstrechi 2020

75pobeda 163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФИША

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Сегодня в Международный день памятников и исторических мест мы предлагаем вам познакомиться с историей здания нашего театра.

 Здание Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького является объектом культурного наследия. 

Здание, однажды приютившее театральную труппу, строилось совсем  не для лицедейства и развлечений публики. Первоначально  оно предназначалось для обучения верховой езде воспитанников рядом расположенного Неплюевского военного училища.

 Итак, в 1832 году  по распоряжению военного губернатора Сухтелена на Александровской площади было сооружено здание манежа. И был построен этот добротный каменный манеж семиметровой высоты, длиной в 25 саженей и шириной 10 саженей на месте некогда сгоревшего старого деревянного здания.  Однако вскоре занятия с рекрутами были упразднены. И многие годы каменное здание в самом центре города  пустовало. 

    Известно, что в манеже во второй половине 1840-х годов занимались кораблестроением: строили  две шхуны. Строили их одну за другой две зимы подряд. Шхуны отправляли в разобранном виде на Арал. На этих шхунах известный теперь моряк и исследователь Александр Иванович Бутаков ходил по Аралу и производил съемки. В эту экспедицию попал и Тарас Шевченко.

     Тогда же в городе организовался  любительский театр, представления которого давались  в зале Благородного собрания. В 1856 году там же антреприза Бориса Соловьева открыла первый театральный сезон. У любителей возникла мысль – использовать манеж для организации спектаклей. Губернатор не стал возражать. Манеж подремонтировали, приспособили под театр и пустили на время театральную труппу. Однако временное пребывание, как показывает история, нередко становится постоянным. Оренбург без театра уже обходиться не мог. И вскоре состоялась первая большая реконструкция манежа по переустройству в театр.

Первая глобальная реконструкция  манежа произошла  в 1869 году.  Из книги М. Незнамова мы узнали: «Оренбургский губернатор Крыжановский поручил местному подрядчику Алексееву изменить «конфигурацию здания», так как вход в ложи и партер шел прямо со двора. На реконструкцию здания генерал-губернатор Крыжановский израсходовал 12,5 тысячи рублей из так называемого башкирского капитала (налогов, поступивших от башкир). После капитального переоборудования зрительный зал отвечал всем требованиям профессионального театра: он стал длиннее. В бывшем манеже был переоборудован зрительный зал – ему придали форму подковы, были переоборудованы ложи, сооружен третий ярус под «раек» т.е. галерея, с отдельным входом со стороны Николаевской улицы. Сцену углубили на три аршина, была сделана сверху закрывающая «музыкальная яма», улучшили освещение и акустику, отстроили и утеплили коридоры и фойе, создали «карманы» для декораций, построили несколько актерских комнат. Театр получился небольшой, но уютный и только по внешнему виду напоминал манеж».  На открытии театрального сезона в обновленном здании, по приглашению генерал-губернатора Н.А. Крыжановского, оренбургских  зрителей встречала  антреприза Алексея Бельского. Артисты представили  водевиль «Колечко с бирюзой» и комедию И.С. Тургенева «Холостяк».  «Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы всех среднеазиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тысяч душ», - строки из ходатайства генерал-губернатора Крыжановского перед военным министерством о передаче здания театра, переделанного из манежа, городу. Так манеж и стал театром.

Следующая театральная стройка состоялась уже в послевоенное время. Решение о реконструкции областного драматического театра было принято на заседании облисполкома и обкома ВКП(б) в начале 1945 года. Театр-труженик, идейный вдохновитель, неунывающий спутник военных лет наконец был вознагражден. Реконструкция, по сути¸ вылилась в строительство нового театра, на которое ушло более 6 миллионов рублей. Это была глобальная стройка всей области. В ней принимала участие вся общественность города, и не было ни одного предприятия, которое бы ни оказывало в той или иной мере помощь в строительстве драматического театра. По свидетельству очевидцев, в большой театральной стройке участвовали и пленные немцы, и пленные японцы, и осужденные оренбуржцы. Тяжелые это были времена! 

Авторами проекта театрального здания выступили архитекторы И. С. Авакумов и А. Н. Постников, П.Т. Перминов. После четырех лет город получил настоящий дворец искусства – храм Мельпомены, о котором мечтали и зрители, и артисты все годы существования театра в Оренбурге. В этой стройке участвовали военнопленные немцы, а затем японцы. По воспоминаниям старожилов, среди них были профессиональные инженеры и архитекторы, применившие свой опыт и знания на практике.

Вот как описывает театр после ремонта зампредседателя исполкома областного совета депутатов трудящихся А. Бочагов: «Здесь все тщательно продумано для наибольшего удобства зрителя. Все сделано для того, чтобы посещение театра носило характер большого праздника, было приятным, запоминающимся событием в жизни наших людей. Просторный вестибюль, уютные фойе, на потолках которых выделяются чудесные лепные украшения. Пилястры и капители колонн сделаны в ионическом стиле. В главном фойе – две люстры, сделанные по специальному заказу из особого сорта стекла в сочетании с бронзовой арматурой. Их огни отражаются на блестящем паркете, подобранном из буковых и дубовых пластин. В зрительном зале комфортабельные откидные кресла, обитые бархатом. Места расположены так, что, где бы ни очутился зритель, он везде будет хорошо видеть и слышать спектакль. Освещает зал огромная люстра. Она сделана из бронзы и зеркального стекла. Богатые, изящные скульптурные орнаменты украшают стены и потолок зала. Новый театр – хороший подарок трудящимся города, которые ждут от творческого коллектива ярких патриотических спектаклей, таких, в которых реалистически отображается духовная жизнь нашего народа, его борьба, его стремления, которые будут расширять кругозор наших людей, вдохновлять их на новые трудовые подвиги» (Чкаловская коммуна. 1949. №35. 20 февраля). 

Для коллектива театра, в котором к тому времени был главным режиссером М.А. Куликовский, очередным режиссером А. Я. Шумилин, художниками-постановщиками – С. Н. Александров и Д. Н. Фомичев, а в составе труппы (из 34 человек) были заслуженные артисты РСФСР В. Н. Агеев и А. Я. Садовская, артисты А. П. Арапова, В. П. Бросевич, Е. Э. Высоцкая, М. Г. Дахцигель, С. Г. Ежков, А. В. Моревский, И. Ф. Щеглова, А. М. Побегалов, П. П. Тарасов, В. И. и Н. И. Фомичевы и другие, началась творческая жизнь в новом театральном здании. 

После глобального строительства театрального здания в конце 1940-х гг. следующее состоялось в 2006-м. Необходимость реконструкции диктовали  новые экономические и геополитические реалии жизни Оренбуржья, которые существенно  изменили  статус главного театрального здания области. Напряжённая, многоплановая работа творческого коллектива театра драмы, проведение ряда крупных международных, межрегиональных и областных театральных фестивалей требовали  включения в структуру театра целого ряда новых зрелищных, репетиционных, вспомогательных и технических помещений. Проект реконструкции театра предусматривал  увеличение полезной площади театра за счет «нового» пристроя, который  возвели  на месте хозяйственного двора. Коллектив драматического театра во главе с директором Павлом Леонидовичем Церемпиловым и художественным руководителем Рифкатом Вакиловичем Исрафиловым переехал на второй этаж Дома народного творчества на Набережной, 25. Репетиции и спектакли в течение полутора лет шли на сцене ДК «Молодежный». В это время подрядчики по проекту «Роны» возводили новые стены театра и реставрировали старые. Губернатор Оренбургской области Алексей Андреевич Чернышев, оставшийся в истории как глава, радеющий за культуру, лично руководил и курировал этот проект. Возможно, благодаря этому участию строительство завершилось в короткий срок. Уже в декабре 2006 года Оренбургский драматический театр им. М. Горького распахнул двери для своих зрителей. 

Квадратных метров храма Мельпомены стало более 11 тысяч, основные деньги реконструкции ушли на новые технологии (свет, звук, техника сцены), в зрительном зале появились новые удобные кресла, шикарная люстра, золоченая лепнина, над которой работала команда золотых дел мастеров. Купол центрального входа изготавливала московская фирма, люстру под ним – пензенский завод. Всего же в этой областной стройке года участвовало 29 строительных организаций со всей страны, потрачено было более 400 миллионов рублей. После реконструкции здание театра органично  вписалось в архитектурный ряд исторических построек города.  Мощные колонны, эксклюзивность театрального фасада делают это здание одним из интересных архитектурных строений  Оренбурга.  

К открытию обновленного здания театра и к 150-летию творческий коллектив подготовил ретроспективу под названием «Театр во времени и Время в театре». В ней была представлена театральная история за 150 лет с фрагментами лучших постановок и с участием всей труппы театра. Так произошло возвращение коллектива в родные стены, и продолжилась история драматического театра в обновленном интерьере здания, при современном сценическом оборудовании и творческом подъеме духа коллектива. 

Такова история нашего театрального здания.

Скоро театр откроет свой 165-й театральный сезон. Мы будем ждать вас, наши дорогие зрители, в этом прекрасном театральном здании  в Оренбурге, на улице Советская, 26. 

 

mincult  nacproectcult