• banner milie ludi2020
  • banner yama 2020
  • banner alza2020
  • banner dikar
  • banner kuricha2020
  • banner lodochnik
  • banner lubov2020
  • banner pishka
  • banner ladies2020
  • Дизайн без названия

75pobeda 165 sezon

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФИША

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

165-й юбилейный театральный сезон! Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького один из старейших на Урале! В рубрике #СПЕКТАКЛИРЕТРО мы напомним зрителям о самых ярких, интересных и запомнившихся современникам театральных постановках на оренбургской сцене. Ведь спектакли о многом могут поведать: о театре, его зрителях, о времени…

Среди спектаклей 1990-х, пожалуй, «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А. Толстого можно смело назвать самым значительным и ярким – как по глубине творческого замысла и сценического воплощения, так и по степени воздействия на зрителя. По сути, этой постановкой была заявлена позиция главного режиссера театра Владимира Сергеевича Подольского, ставшего у руля в 1988 году.

 

Известно, что пьеса, написанная А. К. Толстым в 1868 году, была запрещена цензурой в течение 30 лет. Знаменательно и то, что именно этим произведением в 1898 году открыл свою деятельность Художественно-общедоступный театр (МХТ). Тогда режиссер-постановщик спектакля К. С. Станиславский выразил свою позицию так: «В «Царе Федоре» главное действующее лицо – народ, страдающий народ... И страшно добрый, желающий ему добра царь. Но доброта не годится – вот ощущение от пьесы». Спектакль был в репертуаре театра более 40 лет, роль Федора исполняли замечательные артисты И. Москвин, В. Качалов, Н. Хмелев, Б. Добронравов. Параллельно с московской постановкой в Петербургском театре Литературно-художественного общества (А. С. Суворина) появился спектакль «Царь Федор Иоаннович» с исполнителем главной роли П. Н. Орленевым. Для Павла Орленева роль царя Федора стала ролью всей его жизни...

А в 1925 году состоялись гастроли П. Орленева в Оренбурге, и на оренбургской сцене зрители увидели легендарного исполнителя в роли Федора. Это было одно из последних выступлений артиста, вскоре скончавшегося.

Оренбургская сцена знала несколько постановок «Царя Федора Иоанновича». Роль Федора стала бенефисной для артиста Ланко-Петровскрого в 1905 году. Местные рецензенты признали его большой успех в этой роли.

В 1955 году «Царя Федора» поставил Юрий Самойлович Иоффе. Главную роль спектакля исполняли два артиста – Иван Конкс и Владислав Бросевич. Постановка вошла в репертуар московских гастролей 1955 года и получила высокую оценку столичных театроведов. Главной мыслью спектакля стала историческая бесплодность непротивления злу. Слабовольный Федор не способен управлять государством. Его исступленные попытки утвердить свое право на власть приводят к еще более безнадежной ситуации, ставшей трагедией и царя, и всего народа.

Постановка 1990 года зазвучала по-иному. Сохранились размышления заслуженного артиста РСФСР Анатолия Солодилина о своей роли царя Федора:

«...Думаю, что царь Федор Иоаннович – это не просто роль, а некое мирочувствование, которое, действительно, есть кратчайшая дистанция не до господа Бога на небесах, но до Бога в человеке, максимальное приближение к каким-то великим загадкам человека в мирозданье... Царь Федор Иоаннович, по моему убеждению, есть олицетворение загадки, тайны России, ее совести, ее духа. Он был великим утопистом, но не из тех, кто экспериментировал на людях, а из тех, кто может быть причислен к лику святых, ибо в своей монаршей власти перед людьми хотел лишь одного: «...Всех примирить, все сгладить...»

Вместе с режиссером В. С. Подольским мы были далеки от мысли скрупулезной реставрации исторического персонажа или тех трактовок, которые оставили в истории театра Москвин, Добронравов... Нам хотелось вместе со всей интеллигенцией, которая сегодня с тревогой думает о будущем страны, взглянуть на современную Россию глазами русского гуманиста, царя Федора Иоанновича, чтобы понять – как жить... И мне особенно дорога в спектакле картина, когда, возвращаясь со службы из храма, Федор медленно в полном одиночестве приближается к рампе и, вглядываясь в вопрошающие лица россиян XX столетия, словно подсказывает: «Тут мудрости не нужно... Тут по совести приходится лишь делать...»

Я далек от идеи «блаженного» Федора. Мне кажется, что в нашем спектакле трагедия начинает мерцать там, где приходит осознание, что это праведный царь со своими идеями добра, совести и всеобщего примирения, увы, не нужен нам, все еще не ко времени... Я понимаю Федора как Пророка, который каким-то знанием ведает судьбу России надолго вперед, и знание это не утешительное. Но в нем есть страстное желание изменить исход».

Вероятно, такое решение образа было обусловлено в первую очередь Временем. Премьера спектакля состоялась в преддверии надвигающегося на наше государство злополучного августовского путча 1991 года. Тогда в стране решался вопрос, каким быть ее главе, какова роль народа в утверждении своих властей. Оренбургская трагедия о царе Федоре попадала в точку: все еще не ко времени нам идеи добра, совести и всеобщего примирения... Увы, все еще не ко времени.

 

mincult  nacproectcult