• banner vozvrat new

75pobeda 163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФИША

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

25 апреля пройдёт Всероссийская акция «Библионочь-2020». Оренбуржцев ждут онлайн-мероприятия на страницах в социальных сетях и сайтах библиотек: видеоэкскурсии, квесты, викторины, игры. Акция будет посвящена Победе в Великой Отечественной войне. В социальных сетях мероприятия можно будет найти по хэштегу #ПамятьНашейПобеды.

Подробности: http://kultura.orb.ru/news/front/view/id/5454

 

А мы предлагаем вам вместе с нами снова вспомнить о том, какие спектакли наш театр ставил на военную тему и о том, как оренбургский драматический жил и творил в годы Великой отечественной. Продолжение следует...

Представляем спектакли идущего театрального репертуара

Дорогие оренбуржцы! Пока наш театр не может собрать своих зрителей в зрительном зале, чтобы  представить  свои спектакли и подарить  массу ярких эмоций, мы решили рассказать о наших постановках. Возможно, вы еще не успели посмотреть этот спектакль или захотите увидеть вновь. Ждем вас в зрительном зале драматического  театра после снятия ограничительных мер!

Романтическая мелодрама «Земля Эльзы» по пьесе Я. Пулинович в постановке Рифката Исрафилова.

 Режиссер-постановщик народный артист РФ Рифкат Исрафилов увидел в пьесе Ярославы Пулинович, прежде всего, историю о непрожитой судьбе. Главные герои – Эльза и Василий, словно вышли не на своей станции и прожили не свою жизнь. Потому на ее исходе стремятся наверстать упущенное: успеть жить, любить, радоваться. В основе пьесы Ярославы Пулинович - реальная история русской немки Эльзы, пережившей голод, войну, оскорбления из-за своей национальности. Эльза вышла замуж, родила дочь, всю жизнь прожила с нелюбимым и жестоким мужем. И вот когда овдовела, решила, наконец, уделить время себе – пожить так, как ей хочется. В этот момент ей встречается Василий, учитель географии, тоже одинокий. Это обстоятельство их объединило и сблизило. Василий нуждается в общении с Эльзой не меньше, чем она. Ему также важно, чтобы его выслушали. Однако никому из родных и близких развитие отношений этих немолодых людей не приносит радости. Более того, старики обречены на расставание: для этого прикладывается немало усилий.

В спектакле роль главной героини исполняют заслуженные артистки РФ Надежда Величко и Зинаида Карпович. Образ Эльзы расцветает и раскрывается в дуэте с Василием в исполнении заслуженных артистов РФ Юрия Трубы и Александра Папыкина. Каждой паре присуще свое особое звучание: одна - более драматична и лирична, другая с большим интересом спешит впитать в себя новые ощущения и краски жизни. Желанному браку и кругосветному путешествию не суждено состояться. Но что-то в мировоззрении своих детей старики все же изменили…

До встречи в зрительном зале театра! 

А мы продолжаем рубрику #имяартиста, в которой мы будем знакомить вас с актерами, которые внесли большой вклад в развитие театрального искусства нашего края.

Народная артистка РФ  Александра Павловна Жигалова 

Актрису на роль Дездемоны в шекспировском «Отелло» главный режиссер Оренбургского театра Юрий Самойлович Иоффе увидел в Кабардино-Балкарии в 1960 году и сразу сделал артистке предложение переехать в Оренбург. Тогда молодая красавица Александра Павловна Жигалова даже не предполагала, что наш город станет ее второй родиной. На оренбургской сцене ныне народная артистка РФ Александра Жигалова сыграла более ста ролей. Среди них: Валя - «Иркутская история» А. Арбузова, Катя – «Офицер флота» А. Крона, Беатриче – «Много шума из ничего» У. Шекспира, Надежда – «Любовь и голуби» В. Гуркина, Голда – «Поминальная молитва» Г. Горина и многие другие. В спектакле «Отелло» роль мавра исполнял артист Валерий Павленко. Вместе с Александрой Жигаловой они посетили почти все школы города, рассказывая о своих персонажах, рассуждая о причинах их поступков. Популярность спектакля, премьера которого состоялась в 1965 году, среди оренбургских зрителей была огромная. А после успешных гастролей в Москве Александра Жигалова была удостоена почетного звания «Заслуженная артистка РСФСР». Спустя 30 лет Александра Жигалова стала народной артисткой России. Актриса как-то сказала: «У поэта есть такие строчки: «За мгновеньем мгновенье – и жизнь промелькнет…» Так и моя жизнь, кажется, промелькнула одним мгновеньем. Ярким, насыщенным, наполненным… Что вспоминать? Да все, что было, помню, как вчерашний день. Сильны впечатления моей тревожной, но и веселой юности, поры творческой зрелости. Сейчас даже трудно представить, что жизнь моя могла сложиться по-иному. Все связано с театром! Дом, семья, любовь, беда… Вся моя сущность всегда стремилась к сцене! Сцена Оренбургского театра стала для меня родной: ей отдано 50 лет! С ней неотделимо связана моя творческая судьба, здесь были сыграны мои любимые роли, здесь меня тепло встречал зритель, здесь я получила почетные звания». На оренбургской сцене Александра Жигалова сыграла более ста ролей. Многие ее сценические персонажи до сих пор живут в памяти оренбургских зрителей. Александре Жигаловой в сентябре 2019 года исполнилось 90 лет. Признанием коллег и любовью зрителей увенчан актерский путь Александры Жигаловой – актрисы редкого, самобытного дарования. Максим Горький называл русское искусство, прежде всего, сердечным искусством. Своеобразие творческого почерка Жигаловой, пожалуй, определялось этой «русской сердечностью».

Среди последних актерских работ А. П. Жигаловой в спектаклях Оренбургского драматического театра: «Три сестры» А.П. Чехова  (Анфиса), «Прощальная гастроль князя К.»  Ф. М. Достоевского (Фелисата Михайловна), «Очень простая история» М. Ладо (Лошадь),  Бесталанная» И. Карпенко-Карый  (Явдоха), «Ричард III» У. Шекспира (герцогиня Йоркская). Желаем Александре Павловне крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Фото из архива театра

В четверг, 23 апреля в 11.00,  мы снова ждем вас в прямом эфире нашего инстаграма @orendrama на ваши вопросы уже готов отвечать ведущий артист #орендрама заслуженный артист РФ Сергей Тыщенко. 

Уже сейчас в комментариях к этой записи, котора\ размещена на всех официальных траницах нашего театра в социальных сетях вы можете оставить свои вопросы! До скорой встречи в прямом эфире!!!

Совсем скоро Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького отметит свое 165-летие! Наш театр один из старейших на Урале! В рубрике #СПЕКТАКЛИРЕТРО мы напомним зрителям о самых ярких, интересных и запомнившихся современникам театральных постановках на оренбургской сцене. Ведь спектакли о многом могут поведать: о театре, его зрителях, о времени…  

2003 год. «Все мыши любят сыр». Д. Урбан. Режиссер-постановщик – Игорь Капатов

Чудесным подарком для юных оренбургских зрителей в 2003 году стала сказка по пьесе венгерского драматурга Дюлы Урбан «Все мыши любят сыр» в постановке Игоря Капатова. «Это спектакль о любви, – признавался режиссер. – Эту пьесу называют еще сказкой про мышиных Ромео и Джульетту. А раз так, значит, там есть Монтекки и Капулетти. И не важно, что это лишь семьи серых и белых мышей, чувства наших героев так сильны, что они готовы к самопожертвованию. Конечно, это театральные образы, которые во многом живут по законам человеческой жизни. Только, как и в настоящей сказке, все события здесь счастливо завершаются. Чем мне нравятся детские спектакли? Тем, что в них можно говорить с детьми о взрослых вещах: добре и зле, зависти и лицемерии, любви и ревности». 

Мышиные шкурки разного цвета стали символом абсурда мировосприятия взрослых. Юные мышата Шома (Сергей Шахмуть) и Фружи (Лариса Толпышева, Елена Епанешникова) с помощью мышонка Паскаля (Наталья Ренева), превращающегося в Кота-мага (Сергей Тыщенко, Дмитрий Гладков), доказали это своим родителям (Надежда Величко, Александр Папыкин, Наталья Беляева, Наталья Ренева, Борис Круглов). История получилась доброй, волнующей и трогательной.

Многие наши уже взрослые зрители тепло вспоминают свои первые театральные впечатления от этого спектакля и признаются, что именно с этой мышиной историей театр вошел в их жизнь.

 

Сегодня в Международный день памятников и исторических мест мы предлагаем вам познакомиться с историей здания нашего театра.

 Здание Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького является объектом культурного наследия. 

Здание, однажды приютившее театральную труппу, строилось совсем  не для лицедейства и развлечений публики. Первоначально  оно предназначалось для обучения верховой езде воспитанников рядом расположенного Неплюевского военного училища.

 Итак, в 1832 году  по распоряжению военного губернатора Сухтелена на Александровской площади было сооружено здание манежа. И был построен этот добротный каменный манеж семиметровой высоты, длиной в 25 саженей и шириной 10 саженей на месте некогда сгоревшего старого деревянного здания.  Однако вскоре занятия с рекрутами были упразднены. И многие годы каменное здание в самом центре города  пустовало. 

    Известно, что в манеже во второй половине 1840-х годов занимались кораблестроением: строили  две шхуны. Строили их одну за другой две зимы подряд. Шхуны отправляли в разобранном виде на Арал. На этих шхунах известный теперь моряк и исследователь Александр Иванович Бутаков ходил по Аралу и производил съемки. В эту экспедицию попал и Тарас Шевченко.

     Тогда же в городе организовался  любительский театр, представления которого давались  в зале Благородного собрания. В 1856 году там же антреприза Бориса Соловьева открыла первый театральный сезон. У любителей возникла мысль – использовать манеж для организации спектаклей. Губернатор не стал возражать. Манеж подремонтировали, приспособили под театр и пустили на время театральную труппу. Однако временное пребывание, как показывает история, нередко становится постоянным. Оренбург без театра уже обходиться не мог. И вскоре состоялась первая большая реконструкция манежа по переустройству в театр.

Первая глобальная реконструкция  манежа произошла  в 1869 году.  Из книги М. Незнамова мы узнали: «Оренбургский губернатор Крыжановский поручил местному подрядчику Алексееву изменить «конфигурацию здания», так как вход в ложи и партер шел прямо со двора. На реконструкцию здания генерал-губернатор Крыжановский израсходовал 12,5 тысячи рублей из так называемого башкирского капитала (налогов, поступивших от башкир). После капитального переоборудования зрительный зал отвечал всем требованиям профессионального театра: он стал длиннее. В бывшем манеже был переоборудован зрительный зал – ему придали форму подковы, были переоборудованы ложи, сооружен третий ярус под «раек» т.е. галерея, с отдельным входом со стороны Николаевской улицы. Сцену углубили на три аршина, была сделана сверху закрывающая «музыкальная яма», улучшили освещение и акустику, отстроили и утеплили коридоры и фойе, создали «карманы» для декораций, построили несколько актерских комнат. Театр получился небольшой, но уютный и только по внешнему виду напоминал манеж».  На открытии театрального сезона в обновленном здании, по приглашению генерал-губернатора Н.А. Крыжановского, оренбургских  зрителей встречала  антреприза Алексея Бельского. Артисты представили  водевиль «Колечко с бирюзой» и комедию И.С. Тургенева «Холостяк».  «Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы всех среднеазиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тысяч душ», - строки из ходатайства генерал-губернатора Крыжановского перед военным министерством о передаче здания театра, переделанного из манежа, городу. Так манеж и стал театром.

Следующая театральная стройка состоялась уже в послевоенное время. Решение о реконструкции областного драматического театра было принято на заседании облисполкома и обкома ВКП(б) в начале 1945 года. Театр-труженик, идейный вдохновитель, неунывающий спутник военных лет наконец был вознагражден. Реконструкция, по сути¸ вылилась в строительство нового театра, на которое ушло более 6 миллионов рублей. Это была глобальная стройка всей области. В ней принимала участие вся общественность города, и не было ни одного предприятия, которое бы ни оказывало в той или иной мере помощь в строительстве драматического театра. По свидетельству очевидцев, в большой театральной стройке участвовали и пленные немцы, и пленные японцы, и осужденные оренбуржцы. Тяжелые это были времена! 

Авторами проекта театрального здания выступили архитекторы И. С. Авакумов и А. Н. Постников, П.Т. Перминов. После четырех лет город получил настоящий дворец искусства – храм Мельпомены, о котором мечтали и зрители, и артисты все годы существования театра в Оренбурге. В этой стройке участвовали военнопленные немцы, а затем японцы. По воспоминаниям старожилов, среди них были профессиональные инженеры и архитекторы, применившие свой опыт и знания на практике.

Вот как описывает театр после ремонта зампредседателя исполкома областного совета депутатов трудящихся А. Бочагов: «Здесь все тщательно продумано для наибольшего удобства зрителя. Все сделано для того, чтобы посещение театра носило характер большого праздника, было приятным, запоминающимся событием в жизни наших людей. Просторный вестибюль, уютные фойе, на потолках которых выделяются чудесные лепные украшения. Пилястры и капители колонн сделаны в ионическом стиле. В главном фойе – две люстры, сделанные по специальному заказу из особого сорта стекла в сочетании с бронзовой арматурой. Их огни отражаются на блестящем паркете, подобранном из буковых и дубовых пластин. В зрительном зале комфортабельные откидные кресла, обитые бархатом. Места расположены так, что, где бы ни очутился зритель, он везде будет хорошо видеть и слышать спектакль. Освещает зал огромная люстра. Она сделана из бронзы и зеркального стекла. Богатые, изящные скульптурные орнаменты украшают стены и потолок зала. Новый театр – хороший подарок трудящимся города, которые ждут от творческого коллектива ярких патриотических спектаклей, таких, в которых реалистически отображается духовная жизнь нашего народа, его борьба, его стремления, которые будут расширять кругозор наших людей, вдохновлять их на новые трудовые подвиги» (Чкаловская коммуна. 1949. №35. 20 февраля). 

Для коллектива театра, в котором к тому времени был главным режиссером М.А. Куликовский, очередным режиссером А. Я. Шумилин, художниками-постановщиками – С. Н. Александров и Д. Н. Фомичев, а в составе труппы (из 34 человек) были заслуженные артисты РСФСР В. Н. Агеев и А. Я. Садовская, артисты А. П. Арапова, В. П. Бросевич, Е. Э. Высоцкая, М. Г. Дахцигель, С. Г. Ежков, А. В. Моревский, И. Ф. Щеглова, А. М. Побегалов, П. П. Тарасов, В. И. и Н. И. Фомичевы и другие, началась творческая жизнь в новом театральном здании. 

После глобального строительства театрального здания в конце 1940-х гг. следующее состоялось в 2006-м. Необходимость реконструкции диктовали  новые экономические и геополитические реалии жизни Оренбуржья, которые существенно  изменили  статус главного театрального здания области. Напряжённая, многоплановая работа творческого коллектива театра драмы, проведение ряда крупных международных, межрегиональных и областных театральных фестивалей требовали  включения в структуру театра целого ряда новых зрелищных, репетиционных, вспомогательных и технических помещений. Проект реконструкции театра предусматривал  увеличение полезной площади театра за счет «нового» пристроя, который  возвели  на месте хозяйственного двора. Коллектив драматического театра во главе с директором Павлом Леонидовичем Церемпиловым и художественным руководителем Рифкатом Вакиловичем Исрафиловым переехал на второй этаж Дома народного творчества на Набережной, 25. Репетиции и спектакли в течение полутора лет шли на сцене ДК «Молодежный». В это время подрядчики по проекту «Роны» возводили новые стены театра и реставрировали старые. Губернатор Оренбургской области Алексей Андреевич Чернышев, оставшийся в истории как глава, радеющий за культуру, лично руководил и курировал этот проект. Возможно, благодаря этому участию строительство завершилось в короткий срок. Уже в декабре 2006 года Оренбургский драматический театр им. М. Горького распахнул двери для своих зрителей. 

Квадратных метров храма Мельпомены стало более 11 тысяч, основные деньги реконструкции ушли на новые технологии (свет, звук, техника сцены), в зрительном зале появились новые удобные кресла, шикарная люстра, золоченая лепнина, над которой работала команда золотых дел мастеров. Купол центрального входа изготавливала московская фирма, люстру под ним – пензенский завод. Всего же в этой областной стройке года участвовало 29 строительных организаций со всей страны, потрачено было более 400 миллионов рублей. После реконструкции здание театра органично  вписалось в архитектурный ряд исторических построек города.  Мощные колонны, эксклюзивность театрального фасада делают это здание одним из интересных архитектурных строений  Оренбурга.  

К открытию обновленного здания театра и к 150-летию творческий коллектив подготовил ретроспективу под названием «Театр во времени и Время в театре». В ней была представлена театральная история за 150 лет с фрагментами лучших постановок и с участием всей труппы театра. Так произошло возвращение коллектива в родные стены, и продолжилась история драматического театра в обновленном интерьере здания, при современном сценическом оборудовании и творческом подъеме духа коллектива. 

Такова история нашего театрального здания.

Скоро театр откроет свой 165-й театральный сезон. Мы будем ждать вас, наши дорогие зрители, в этом прекрасном театральном здании  в Оренбурге, на улице Советская, 26. 

 

Министерство культуры Оренбургской области