• banner milie ludi2020
  • banner yama 2020
  • banner alza2020
  • banner dikar
  • banner kuricha2020
  • banner lodochnik
  • banner lubov2020
  • banner pishka
  • banner ladies2020
  • Дизайн без названия

75pobeda 165 sezon

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФИША

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Мы снова вспоминаем театральных деятелей, которые внесли весомый вклад в развитие сценического искусства нашего края.

ВЕРХОВСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ (1892 -1962)

Режиссер, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР

Свою деятельность на профессиональной сцене начал в городе Куйбышеве (Самаре). Долгое годы работал режиссером и актёром в крупных городах Советского Союза, был главным режиссером многих периферийных театров.

С 1938 года был художественным руководителем Рязанского областного драматического театра, а с 1949 года работал в Рязанском театре юного зрителя. До последних дней активно участвовал в общественной жизни города, отдавал много сил организации художественной самодеятельности.

С 1933 по 1935 гг. являлся главным режиссером Оренбургского театра.

В автобиографии он писал: «Вплотную изучая творческий метод и систему Московского художественного академического театра СССР им. М. Горького, а также осваивая глубокие мысли, знания и культуру этих крупнейших учителей-режиссеров, я в своей дальнейшей практике упорно добивался в работе с актером художественной правды и простоты.(…)  По общественной линии мною положено много труда в дело организации Союза сценических деятелей в г. Самара в 1917 году, а также по созданию клубов Красной Армии и помощи передвижным театрам бойцов в этот же период... В 1930 году являлся делегатом на 1-ю Всесоюзную конференцию актеров... В 1934–1935 гг. был избран в члены Горсовета г. Оренбурга. За шефскую работу над Красной Армией награжден Центральным Комитетом Союза Рабис – грамотой. А за посевную кампанию и работу с колхозниками Оренбургской области бригада под моим руководством была награждена Красным Знаменем...»

      Репертуар сезонов Александра Верховского был составлен так, что миссия театра социалистического искусства вполне выполнялась – «Чудесный сплав» Киршона, «Хорошая жизнь»,  «Тайная война»,  «Гибель эскадры» Корнейчука, «После бала» Погодина... Также была достойно представлена классика – «Ревизор» Гоголя, «Гамлет» Шекспира, «Бедность не порок» А. Островского, «Вишневый сад» Чехова... 

Говоря о сезонах А. Верховского, нельзя обойти, пожалуй, самую сильную его режиссерскую работу – спектакль по пьесе М. Фурманова «Чапаев». Для Оренбурга, города, стоящего на брегах Урала, в волнах которого 16 лет назад погиб великий Чапай, эта постановка была чрезвычайно важна. Взявшись за этот материал, Верховский не прогадал. «Зрители, среди них много чапаевцев, – читаем в газетной публикации, – аплодируют участникам спектакля. Сотням зрителей кажется, что они тоже там, на Уральском фронте, вместе с Чапаевым, Фурмановым, Еланью, Петькой, Исаевым, иваново-вознесенскими ткачами и партизанами. А это значит, исчезли грани между зрителями и сценой. Спектакль сделал свое дело. Задача, которую ставили перед собой режиссер и коллектив театра, разрешена». А задача режиссера, по его формулировке, заключалась в следующем: «Создать исторический спектакль так, чтобы он был не простой иллюстрацией исторических событий, а средством организации зрителя на выполнение задач сегодняшнего дня с таким же революционным подъемом, который 

сопутствовал всей истории классовой борьбы».

Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького на пороге своего 165-летия! Наш театр один из старейших на Урале! В рубрике #СПЕКТАКЛИРЕТРО мы расскажем зрителям о самых ярких, интересных и запомнившихся современникам театральных постановках. Оренбургские театральные сезоны подарили зрителям массу ярких впечатлений, о чем поведали нам рецензенты оренбургских газет 19-20 вв. (По материалам Оренбургского областного архива.)

Оренбургские зрители начала XX века, подуставшие от опереток и водевилей, заполонивших репертуар предыдущего столетия, жаждали видеть на сцене идейные произведения, отвечающие реалиям нового времени. Таким произведением в феврале 1905 года явилась драма М. Горького «Дачники». 

«Оренбургская газета», 24 февраля 1905 г.:

«Считаем своим долгом поблагодарить антрепризу за постановку такой пьесы, где каждое слово, каждая мысль бьет как молотом по нашим непривыкшим к такой правде сердцам. Появление таких театральных произведений, несомненно, благотворно отразится на направлении сценической литературы, в которой до последнего времени внешней отделке и художественности пьесы приносится в жертву идея, совершенно расплывающаяся в чисто внешних деталях. Когда нужно сказать необходимое слово, тут уж нет времени обсуждать, как и при каких условиях его произнести». 

Произведения М. Горького произвели на оренбургских театралов большое впечатление. Новая драматургия в исполнении артистов антрепризы В. Никулина нашла поддержку и воодушевление у театральной публики. Это признание творчества Максима Горького впоследствии, спустя десятилетия, привело к присвоению его имени театру.

А оренбургские зрители  уже ждали следующей премьеры!

Сегодня мы вспомним еще одного актера, чье творчество неразрывно связано с историей нашего театра.

ПАВЛЕНКО ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1932 – 2018)

Заслуженный артист Узбекской ССР (1977). 

Народный артист Узбекской ССР (1985).

Родился 2 июня 1932 года в селе Кокпекты Семипалатинской области.

В 1970 году окончил Школу-студию при МХАТе СССР имени М. Горького, актерское отделение.  Начало его творческой деятельности связано с Павлодаром. С 1949 года работал в театре рабочим сцены. А в 1951 году неожиданно оказался на сцене, заменив заболевшего актера: сыграл роль Петровича в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» по пьесе А. Островского. После своего дебюта был переведен во вспомогательный состав. С 1954 по 1955 гг. – служба в Дивизионе Советской Гавани – в Петропавловске-Камчатском. В дивизионе поставил спектакль «Голос Америки» Корнейчука. Дивизион Советской Гавани получил 1 место на смотре во Владивостоке, а Павленко был награжден часами «Победа» за постановку и исполнение главной роли капитана. Наставником был артист Петропавловского театра Найчук Алексей Федорович.

С 1964 по 1971 гг. работал в Оренбургском драматическом театре. В Оренбурге сыграл роли: Полуянов – «Судебная хроника» Я. Волчек, Годун – «Разлом Б. Лавренева, Сергей Усов – «Традиционный сбор» В. Розова, Осип – «Ревизор» Н. Гоголя, Нино – «Корнелия» М. Чорчолини, Алексей – «Мои знакомые» В. Шаврина, Орлов – «Волчья тропа» Афиногенова, Бороздин – «Вечно живые» В. Розова, Бенедикт – «Умная дурочка» Лопе де Веги и др. Но самой яркой его ролью стал Отелло в одноименной  трагедии  У. Шекспира. 

Виктор Павленко на тот момент был самым молодым исполнителем роли ревнивого мавра. Его герой покорил оренбургских зрителей своей дикой страстью и искренним страданием. Роль Дездемоны исполнила наша дорогая Александра Павловна Жигалова.

Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького на пороге своего 165-летия! Наш театр один из старейших на Урале! В рубрике #СПЕКТАКЛИРЕТРО мы расскажем зрителям о самых ярких, интересных и запомнившихся современникам театральных постановках. Оренбургские театральные сезоны подарили зрителям массу ярких впечатлений, о чем поведали нам рецензенты оренбургских газет 19-20 вв. (По материалам Оренбургского областного архива.)

Пьеса А. П. Чехова «Дядя Ваня», постеленная в 1904 году в Оренбурге, вызвала большой интерес у публики, хотя и неоднозначную реакцию на исполнение чеховских образов. Так, артистке Чарновой-Александровой, исполнительнице роли Сони, было поставлено в упрек то, что она, говоря фразу из пьесы «я знаю, что я некрасива», совершенно не ощущала себя таковой, и даже, напротив, в нарушение иллюзий «явилась все той же красивой фигуре, какою она изображалась в №50 журнала «Театральное искусство»». А вот роль Войницкого в исполнении артиста Абрамова завоевала симпатии всех в зале, ибо «он искренней игрой своей поднимал зрителей на высоту замысла автора». («Оренбургский листок». 1904. №51).

А оренбургские зрители  уже ждали следующей премьеры!

Павел Леонидович Церемпилов возглавляет драматический театр с 2002 года. За это время совместно с Рифкатом Исрафиловым они реформировали весь текущий репертуар и реконструировали здание театра. К культуре и искусству Павла Леонидовича тянуло всегда. Еще в детстве в своем родном поселке Берды он вместе с друзьями устраивал театральные представления.В свободное от работы время Павел Церемпилов любит заниматься пением и рисованием. На местных радиостанциях можно услышать его песни на музыку А.Аверьянова, И.Инютина и А.Цибизова. Смотрим!

https://youtu.be/VDjH6Nufo-w

Как всегда, по вторникам, мы рассказываем вам о театральных деятелях прошлых лет, которые внесли большой вклад в развитие театрального искусства нашего края. 

В 2020 году ушел из жизни замечательный театральный художник Петр Павлович Плотников, более 10 лет – с 1994 по 2006 гг. - он был главным художником Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького. За эти годы Петр Павлович создал несколько десятков сценических миров. И каждое его художественное оформление спектакля - новый взгляд на театральное искусство декоратора.

Петр Павлович Плотников – выпускник Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Работал художником-декоратором в театрах Пензы и Казани, преподавал в художественном училище г. Казани, участвовал в выставках театральных художников в Казани, Москве, Оренбурге. На оренбургской сцене им оформлено около 20 постановок.

Как-то художник признался: «Пьесу, как судьбу, мы не выбираем, но важно творческое единомыслие. Художнику и режиссеру нужно влюбляться друг в друга и доверять. Я убеждаю не словами, а эскизами, набросками, стремлюсь понять эстетику режиссера. Иногда поиск бывает мучительным. Главное - результат. То, что на сцене, - то и театр, на то мы и способны».

Театральные художники - особые люди. Порой кажется, что все в их мире существует с точки зрения создания театральной условности: годится это нечто для сотворения образа спектакля, а если нет, то каким образом, это нечто может «заиграть». Художник-постановщик, продумывая декорации к спектаклю, должен не просто убедительно воссоздать место действия, но и своим художественным решением раскрыть идейный смысл спектакля. Задача художника, как сотворца спектакля, создать на сцене атмосферу, в которой характеры героев раскрываются с большей тонкостью и глубиной, при этом художественный образ постановки не должен вступать в противоречие с актерской игрой, наоборот, оформление должно дополнять и обогащать образ спектакля в едином стилевом решении, которое задал режиссер.

Оренбургские зрители видели в оформлении П. Плотникова спектакль «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского в постановке Анатолия Солодилина. Премьера спектакля стала большим событием в культурной жизни Оренбуржья. Как герои русского классика зазвучат на оренбургской сцене? Сценография спектакля, выдержанная в единой цветовой тональности, создавала и историческую атмосферу времени действия романа Достоевского, и возможность быстрой смены интерьера сцены.

Символами театральной условности в создании зрительного образа спектакля у Петра Павловича может стать, практически, любой предмет. Так, в спектакле «Выходили бабки замуж» (реж. Рифкат Исрафилов), в котором одинокие старушки, вспоминая свою горькую судьбину, все еще надеются на счастье, художник приподнял и запутал в сетях детские ясли, скамейку, стул, зонт, за изломанным плетнем обозначил купола церквушки, кровати старушек расположил среди поля ковыля. Сценический образ спектакля нес в себе безграничную тоску о разрушенном жизненном укладе страны, а не только боль за одиночество наших стариков. После спектакля одна из зрительниц написала о своих впечатлениях в газету, в письме была пронзительная строчка – «Забери меня, бабай!» Значит, задумка режиссера и художника о создании не бытовой постановки, а лирической истории об одиночестве захватила сердца зрителей, оставила в памяти картинку этого одиночества. Которую нарисовал театральными средствами художник.

Выбор основного материала для декораций костюмов «Сказки о царе Салтане» -полиэтилена, стал ответом на режиссерское решение представить сказку в формате актерского капустника. Сотворить на сцене курятник с журчащей по желобу водой в спектакле по пьесе Н.Гоголя «Женитьба» - образ всероссийского ожидания сватовства и нерешительности его героев. Яркой сценой из «Берега неба» (реж. Валерий Кове) стал момент, когда жители Кантозе ведут на пастбище своих животных: белые фигуры коровы, лошади, козы движутся под звуки просыпающейся деревни… Решение художественного оформления рождается на первых репетициях, в беседах с режиссером, а потом в прорабатывании материала эпохи, характеров героев, современного звучания, а главное, в соответствии идеям сценического произведения.

Сценические миры Петра Павловича запечатлены на фото. В художественном цехе театра сохранились макеты художника к спектаклям, эскизы. С теплом и благодарностью вспоминаем мы нашего художника сегодня.

mincult  nacproectcult