• gastroli Obrazcova
  • Obrazcov gastroli
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Областной  драматический театр завершает сезон премьерой лирической комедии   «Вальс одиноких». Это уже вторая  работа известного драматурга и режиссера мирового уровня Семена Злотникова  на оренбургской сцене.  Несколько лет назад мастер  поставил у нас другую свою пьесу, «Пришел мужчина к женщине», которая и сейчас пользуется неизменным успехом у зрителей. «Вальс одиноких» стал своеобразным продолжением вечной темы Любви, о которой мечтают все – и бедные, и богатые, и молодые и пожилые, и одинокие, и обремененные многочисленным семейством,  но тоже, как выясняется, жаждущие неземных чувств…

Как, например, русский эмигрант  Джонатан, а в далеком прошлом просто Жора (заслуженный артист Сергей Кунин), решивший  было сделать добро двум близким людям. Познакомить  красивую и богатую вдову Мэрилин (в двух составах эту роль ярко,  талантливо, но каждая – в своей индивидуальной манере исполняют  Алсу Шамсутдинова и Ирина Прохорова) с другом детства Антоном (заслуженным артистом  Борисом Кругловым и Дмитрием Гладковым), которого он специально выписал в Австралию из России. Да только с самого начала все пошло не так.  Причем даже сам Джонатан (ну надо же было дать этому весельчаку и любителю спиртного такое романтическое имя!) не сразу осознает, в чем дело.  Он так рад встрече с Мэрилин, что  забывает о  друге, который уже полчаса томится за дверью.  Его взгляды и жесты явно намекают на то, что эта женщина герою не безразлична. А она будто специально подогревает этот интерес: меняет наряды, один эффектнее другого, выбирает изысканные позы, которые могли бы произвести впечатление на гостя из России.

Мэрилин – неземная женщина, существующая  вне времени и в созданном специально для нее художником-постановщиком ТаномЕникеевым  роскошном пространстве дома-дворца. Такая сладкоголосая и прекрасная птица Сирин, зазывающая очередного избранника в свою золотую клетку. Мистическое сравнение здесь не случайно, ведь дом-то не простой, а с привидениями. Четыре куклы, подвешенные к потолку, напоминают о предыдущих мужьях Мэрилин, безвременно покинувших этот мир. От кого-то остались написанные в ее честь стихи (пусть и позаимствованные у другого автора), от  другого – баснословное богатство, но главное не в этом.  Она их всех так любила! А  они ушли, и люди теперь говорят о ней, как о черной вдове, женщине-вамп, сближение с которой не сулит мужчине ничего хорошего.  О чем мы узнаем из отчаянного монолога Мэрилин. А впрочем, это ясно и без слов: о  состоянии женщины на грани нервного срыва  буквально вопиют невероятно яркие платья, которые за время действия она меняет многократно.  И даже цвета их сообщают немало интересного: зеленый – надежда, красный – любовь и страсть, золотой, вероятно, искушение богатством, а белый, в самом конце – чистота и невинность?

И все-таки,  почему так вышло? Что  за опасность кроется в  женщине,  доброй, очаровательной, заботливой, немного  наивной,   сентиментальной и жаждущей любви?Оказывается, и для  Семена Злотникова это загадка, на которую он до сих пор не нашел ответа. Но в жизни, говорит, такое видел, что называется – залюбила.  Мэрилин, как чеховская Душечка,  целиком растворяется  в каждом своем мужчине: «Я умею только любить – разве этого мало?!».  А руки ее, удерживающие уходящего возлюбленного за ноги, подобны оковам, как точно заметил Экклезиаст. И как  Джонатан, по его же словам, сросшийся со своей семьей корнями,  на подсознательном уровне не хочет отдавать Мэрилин  другу ( и в этом особая сложность роли Сергея Кунина), так и Антон, возможно, инстинктивно чувствует, что рядом с этой фантастической дамой   ему оставаться не стоит.  Тем более что, покидая Россию, он  поклялся себе не жениться.  Для автора пьесы очень важно был показать  достоинство этого скромного человека, который не покупается на роскошь, на деньги Мэрилин, способные решить все его проблемы в этой чужой стране.

Но она  так хочет любви (или так не хочет быть одна?), что на какое-то краткое мгновение  Антон готов поверить в чудо.  Наверное, это самый трогательный момент спектакля, на котором зрители, судя по бурным аплодисментам,  готовы  поставить точку. Герой вспоминает,  как  он ребенком  будто бы встречался с Мэрилин. И она тоже начинает «вспоминать». Их захватывает вихрь фантазии, вальсируя, они  оказываются на карусели с золотисто-белыми лошадками, любимым многими режиссерами символом прекрасного прошлого, возвращающего героев в детство.  Они столько страдали – он в своем ветхом домике под Оренбургом, она – в своем дворце, и разве счастье было бы не заслужено?  Но недаром Злотников называет свою комедию мистерией. Да и как станцевать этот вальс на троих? В самый неподходящий момент созданную на наших глазах хрустальную сказку довольно грубо разбивает Джонатан: в нем почти ничего не осталось от прежнего комизма, и он совсем не скрывает своих чувств…

А когда все наваждение рассеивается, в доме остается  только Мэрилин со своими куклами, только теперь их уже шесть! Наверное, Джонатан и Антон не умирают, подобно ее мужьям, но из жизни Мэрилин они точно уходят навсегда. Хотя и на этот счет у зрителей может быть собственное мнение. Даже сам Злотников не решил: были ли те мужья на самом деле. Или все это только фантазия одинокой женщины.