• maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

- Но меня всегда удивляло другое. Как эти глупые птахи способны к нежности? Почему у людей все иначе?
- Точно! Точно. Она мне говорит: "Куда деньги дел, куда деньги дел?"
- А куда деньги дел?

« Ой, чё делать не знаю! Ой, горе-то како! Лёшк, поросятам дал!?..»  Пьеса сибиряка Владимира Гуркина давно разошлась на цитаты, а одноименный фильм до дыр засмотрен несколькими поколениями российских телезрителей.  Поставить такое популярное произведение на сцене театра –  вариант выигрышный и рискованный одновременно.  Сам текст, изобилующий афоризмами, изначально обеспечивал спектаклю радушный прием публики.  Но в то же время перед режиссером РифкатомИсрафиловым, когда-то лично знакомым с автором пьесы,  и актерами областного театра драмы стояла непростая задача –создать не копию любимого народом фильма, а  свою неповторимую историю.

Гуркин назвал  пьесу «Любовь и голуби», впервые поставленную в московском «Современнике» еще в начале 80-х, забавной историей.  И действительно поначалу она казалась абсолютным лубком.  Чему способствовал и фильм, снятый в подобной стилистике, где деревенских стариков  играют такие  откровенно городские персонажи, как Сергей Юрский и Наталья Тенякова.  А Надюха, главная героиня, одета настолько ярко и безвкусно, что этот образ  местами воспринимается как карикатурный.  Жительницы села могли бы и обидеться…

В спектакле РифкатаИсрафилова  нет кричащих цветов, кажется, авторы (художник ТанЕникеев, музыкальный руководитель Тамара Пикулева) сознательно старались их избежать.  Неброские костюмы, простые декорации,  очаровательные  народные песни в исполнении  молодых актеров театра,  но живых шукшинских эмоций хоть отбавляй. А первое, что сразу настраивает на лирический лад, это, конечно, голуби.  Самые что ни на есть настоящие, белоснежные и хрупкие,  они служат фоном для всего действа.  Говорят,  голуби были в жизни самого автора пьесы: их  разводил  его дядя,  отпетый хулиган. Когда его посадили за драку на два года, ухаживал  за голубями  ВолодяГуркин.  На оренбургской сцене они появляются благодаря местному голубятнику Евгению  Волчку. Так же, как все артисты,  эти пташки  участвовали в репетициях, а сейчас их привозят  в театр на время спектаклей. Василий (в исполнении Дмитрия Гладкова и Бориса Круглова) общается с ними так же, как герой одноименного фильма – и в руки берет, и изо рта поит.

И если искать в спектакле детали-символы, то это в первую очередь голуби. Помните, в самом начале Василий рассказывает младшей дочери пронзительную историю о Володе-дурачке («ума Бог не дал, а души и силы бери сколько хошь – и края не видать»)? Он помогал каждому, кто ни попросит, кормил голубей, живущих в брошенной церкви, те отвечали ему взаимностью. Никто убогого не обижал, а потом взяли – и убили в пьяной драке. Вот уж действительно история на все времена.  По странному совпадению накануне премьеры в Оренбурге случилась трагедия почти один в один напоминающая эту, с «солнечным человеком» Игорьком, который также был открыт всему миру и погиб ни за что ни про что. Над могилой Володи-дурачка кружили голуби, нелепая смерть  «солнечного человека» нашла отклик в сердцах многих оренбуржцеви заставила задуматься о бессмысленной жесткости, царящей в нашем обществе.

Смотришь спектакль и понимаешь: говоря о Володе-дурачке, главный герой раскрывает перед зрителями и суть своего характера, и русского менталитета вообще. Он вполне в своем уме, но тоже живет душа нараспашку, любит витать в облаках и способен на бесшабашные поступки, о которых позже приходиться горько сожалеть. Надюха (Наталья Ренева и Мария Губанова), уже после возвращения блудного мужа с курорта, замечает: «А его облапошить-то- дважды два! Но у него хорошее сердце и душа».Недаром за годы существования этой пьесы сложилось мнение: если хочешь понять русского человека, почитай «Любовь и голуби». Тут не то,  что с Шукшиным параллели напрашиваются – до Достоевского недалеко. Очевидно положительный сын Ленька (Данила Сайфуллин и Дмитрий Татаринцев), узнав об измене отца, хватается за топор, между прочим, самый  настоящий, да так им размахивает, что не только Василию – зрителям первого ряда страшновато становится. Не раздумывая, берется за это орудие труда  баба Шура, услышав как благоверный в красках описывает ее печальную кончину… Кстати, все герои пьесы «Любовь и голуби»  имеют реальных прототипов: фамилию  Кузякиных драматург позаимствовал у своих иркутских соседей,  а характеры Васи и Нади списал со своих  родителей. Дядя Митя – это его дед  с Урала, а баба Шура - родная сестра бабушки.

В постановке РифкатаИсрафилова, где колоритных  стариков-соседей играют Надежда Величко и Владимир Бухаров (в другом составе Зинаида Карпович и Александр Папыкин), эти герои будто шагнули со страниц шукшинских рассказов. Их роли – логическое продолжение тех образов, которые так талантливо ими созданы в  спектакле  «Милые люди».Дядя Митя и баба Шура  не просто персонажи, вносящую свою изрядную долю деревенского юмора в постановку «Любовь и голуби». Они- отражение того коллективного бессознательного, которое заставляет русского  человека сопереживать чужому горю и радости.  Их искреннее участие  бедам семьи Кузякиных – не только праздное любопытство,  не вторжение в личную жизнь, как сейчас бы сказали, оказывается такие «посторонние» иногда способны разрулить самые тупиковые конфликты! Собственно, так и было когда-то на Руси, что  называлось жизнью намиру,  и именно такой уклад  оберегал порой от необдуманных поступков. А в тяжелые годы, когда люди делились друг с другом последним куском,  спасал и от вымирания.

За шутками-прибаутками, постоянно вызывающими  смех в зрительном зале, режиссер Исрафилов подводит своего зрителя к более глубокому пониманию причины конфликта этой «забавной истории».   В частности,  курортного романа Василия. Ну чем соблазнила его эта женщина? РифкатаИсрафилов считает, что, во-первых, даже не в Раисе Захаровне дело:«Когда из деревни ушла душа, то все в ней разладилось. Вот и Вася с Надей живут, ссорясь и не понимая друг друга. Надя считает, что разведение голубей – глупое занятие, и Вася ничуть не лучше мужиков, которые днями напролет в карты режутся. Раиса Захаровна почувствовала, чего ему не хватает, этим она его и привлекла. Он наивно отозвался на женское тепло и ласку».

А ведь и правда, от Васи только и слышишь «ешкин кот» да «ешкин кот», а Надя, оценивая совместную жизнь, вздыхает: «Тридцать лет я с ним проишачила». Если у вас в семье такие отношения, не удивляйтесь: из-за угла уже наверняка машет белым платочком какая-нибудь Раиса Захаровна. Особенно, если  одному из супругов, как герою пьесы, давно уже хочется «пожить покрасивше». Тайну прототипа Раисы Захаровны, роль которой в спектакле блестяще играют Наталья Лавриненко и Ирина Прохорова,  драматург так и не раскрыл.  В одном интервью лишь обмолвился, что его друзья  сразу узнали в ней одну очень известную в Иркутске особу.  На оренбургской сцене Раисе Захаровне отведено не так много места, как в фильме «Любовь и голуби», но везде она являет собой яркий контраст простым деревенским персонажам. И не интеллигентностью своей, а подчеркнуто фальшивыми словами и жестами, и тем бесконечным презрением к людям из чуждого ей социального слоя: то платочком своим стул оботрет, то к плечу, на котором Надюха рыдать собралась, приложит. Хорошо, что Раиса Захаровна, в большинстве случаев, явление временное. Да и куда же он, без своей голубки?

 

- Соль — это белый яд.
- Так сахар же белый яд!
- Сахар это сладкий яд.
- Раиса Захаровна, может, с хлебушком, а?
- Хлебушек — это вообще отрава!
- Нет, я бы сейчас горбушечкой отравился бы!