• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Марина Шарапова, газета "Оренбургская неделя" 22 октября 2003 года
О проекте реконструкции здания театра, существовавшем в 1920-х гг.

Современное величавое здание Оренбургского областного драматического театра, возведенное по проекту А. Постникова, И. Авакумова и Н. Куренного, очень хорошо вписывается в архитектуру исторической части города. Оно было построено уже в послевоенное время, менее 60 лет назад. Немногие знают, что в 1920-е годы существовал другой проект нового театрального здания, которое должно было прийти на смену каменному манежу - экзерциргаузу, где располагался театр со второй половины XIX века. Манеж был сооружен для занятий с рекрутами в 1830-х гг. и в своем первоначальном виде использовать его в качестве театрального помещения было невозможно. Для постоянного размещения театра в этом здании по предписанию губернатора Крыжановского в 1868 году была произведена реконструкция: расширили сцену, отстроили и утеплили фойе, коридоры, соорудили третий ярус и ложи. Но тем не менее, даже в перестроенном виде это сооружение было мало пригодным для театра. Как отмечал обыватель, ложи в театре были "очень похожи на лошадиные стойла". До революции нового здания так и не построили. В 1920-е годы в репертуаре Оренбургского театра появились пьесы советских драматургов - В. Билль-Белоцерковского, К. Тренева, Б. Лавренева. Значение театра, как "идеологического воспитателя" зрителя возросло. Для работников различных предприятий постоянно организовывались целевые спектакли. Но "недостаток специальных помещений, декоративных мастерских, костюмерной, помещения для хранения декораций, ветхость всего здания и крайняя теснота" чрезвычайно затрудняли работу театра. Малый размер сцены "не давал возможности художественно оформлять современный репертуар", а наличие в зрительном зале 600 мест ограничивало, по веяниям времени, "приток в театр нового, пролетарского зрителя". Местные власти, несмотря на наличие более важных и неотложных дел по преодолению последствий разрухи, спасению населения от голода и болезней, обращали большое внимание на проблемы театра и пытались решить вопрос о строительстве нового здания. Как свидетельствует городская газета "Смычка", Оренбургский Окрисполком признал "необходимость в ближайшие годы постройки нового здания театра вместимостью 1800 мест и обещал частичную материальную поддержку". Стоимость строительства была оценена в 1300 тыс. рублей. Театр предполагалось построить за 3 года, начиная с 1929 года. Половину требуемой суммы Окрисполком намеревался изыскать за счет местного бюджета, кооперативных и профсоюзных организаций, а об отпуске остальных 50% (в порядке субсидий и долгосрочных ссуд) представители местной власти обещали при случае ходатайствовать перед центром, что нашло отражение в оренбургских газетах. Такой "случай" вскоре представился. В марте 1929 года в Оренбург приезжал представитель правительства РСФСР, нарком Просвещения А. В. Луначарский. 18 марта, в день Парижской коммуны, он выступал в гортеатре с отчетным докладом, в котором "охарактеризовал современное внутреннее и международное положение в СССР, вопросы Просвещения, становления и развития Советской культуры и искусства". Заведующий Окроно, товарищ Симберг также выступил с докладом, в котором коснулся необходимости постройки в Оренбурге здания театра и просил Луначарского посодействовать в решении этого вопроса. Нарком Просвещения заявил, что он "приветствует и поддерживает нужное ходатайство окрисполкома" и обещал сделать все от него зависящее для ускорения строительства нового театра в Оренбурге. Работа по проектированию театра закипела. В газетах давались объявления о том, что с "проектными предложениями по поводу здания театра желающие могут обращаться в Окроно". Горожан приглашали принять участие в дискуссиях по поводу реализации этого проекта. Всерьез рассматривался вопрос о месте расположения нового здания. Театр предполагалось активно использовать в летнее время. В связи с этим, его планировалось присоединить к одному из садов так, "чтобы сцена могла обслуживать в летнее время зрителей, находящихся в саду". Лучшим местом для строительства признавалась территория, примыкающая к парку Тополя. Всестороннее обсуждение будущего строительства проходило и на секции благоустройства Горсовета. Но, этот проект не был реализован. Во второй половине 1929 года Нарком Просвещения А. В. Луначарский был отстранен от власти, а его последователь на этом посту А. С. Бубнов, да и другие руководители страны в тяжелые тридцатые годы не смогли, а может, и не захотели поддержать инициативу оренбургских комиссаров. В парке Тополя, как и в прошлом веке, гуляют и развлекаются горожане, а старейший на Урале Оренбургский областной драматический театр справил новоселье только после своего 90-летия, в 1947 году. Сейчас он работает в здании, расположенном на том же месте, где когда-то стоял каменный манеж.