• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Екатерина Шарапова

Город Оренбург в 2003 году отметил свое 260-летие. Основанный в 1743 году в "дикой степи", Оренбург стал своеобразными воротами из Азии в Европу. Город расположен на перекрестке торговых и экономических путей между двумя частями света, что определило судьбу территории в целом, ее национальный и культурный колорит.

 

Рождение, формирование и многолетняя деятельность драматического театра имени М.Горького тесно связаны с историей и жизнью Оренбуржья. Первый театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге профессионального театра, был открыт 148 лет назад, осенью 1856 года труппой антрепренера Б. К. Соловьева. Возникший на восточной окраине России с благословения легендарной исторической личности - генерал-губернатора края В. Перовского, театр стал носителем прогрессивных демократических идей. В оренбургском театре начинали свой актерский путь П. Стрепетова, М. Писарев, П.Свободин, на его сцене играли В. Андреев-Бурлак, В. Комиссаржевская, М. Тарханов и другие видные деятели отечественной театральной культуры.

В Оренбурге всегда были сильны традиции русского психологического искусства. Чехов и Тургенев, Шиллер и Шекспир, Островский и Сухово-Кобылин вот авторы, чьи пьесы годами не сходили со сцены.

Уже первый спектакль Р. Исрафилова, - мольеровский "Дон Жуан" стал запоминающимся театральным событием. Постановочное мастерство режиссера, поддержанное сценографическими идеями художника Тана Еникеева, внесло в палитру оренбургского театра новые, неожиданные и яркие краски.

За всю многолетнюю историю театр впервые обратился к произведениям А. Стриндберга, взяв к постановке в 2002 году пьесу "Отец". В сложной психологической вязи спектакля происходит столкновение мощных, как глыбы айсберга, характеров, таящих в себе разрушительную силу. Зрители с болью, сочувствием и страхом осознают масштабы возможной общечеловеческой катастрофы, и с удивлением открывают для себя, казалось бы, хорошо известных, но проявившихся в новом качестве актеров - народную артистку РФ А.Жигалову, заслуженных артистов РФ: Н.Величко, Е.Оличенко, Ю.Трубу и О.Ханова.

Оба эти спектакля номинировались в 2002 году на соискание Государственной премии РФ.

200-летию А.С.Пушкина, чье имя связано с историей Оренбургского края, театр посвятил "Капитанскую дочку". Природную стихию буран -автор спектакля, инсценировщик и режиссер Рифкат Исрафилов соединил в одну метафорическую круговерть с другой стихией - народным волнением.

Забытую сегодня традицию высокого постановочного стиля и декорационной роскоши; он по-королевски богат и изыскан - держа зрителей под гипнозом этой непривычной красоты, вызывающей бурю аплодисментов". Накалу страстей сопутствует хореография - от традиционных бальных танцев в начале, до трагически-изломанного рисунка массовки в финале. Спектакль интересен и двумя составами исполнителей. В одном режиссер дал возможность предстать в роли Арбенина любимцу оренбургской публики, народному артисту РФ Андрею Лещенко, в другом - на сцене театра дебютировал новый для труппы актер, с которым Исрафилова связывали долгие годы творческого содружества в Башкирии, на сцене Академического театра им. М.Гафури, - заслуженный артист РФ, лауреат Госпремии РФ Олег Ханов.

Используя многообразие сценических средств, Исрафилов и театр в каждом из этих спектаклей исследуют причины трагического финала неординарной творческой личности, предъявляя счет уродливым общественным отношениям. Поднимаясь на уровень философских обобщений в драме и трагедии, театр в комедии умеет радоваться, обретая счастье открытий и богатство проявлений человеческих чувств.

Продолжая традиции сохранения единого театрального пространства, театр в третий раз принял активное участие в организации и проведении Международного театрального фестиваля "Гостиный двор".

Уникальность "Гостиного двора" в том, что он собрал не только разноликие, но и разноязыкие театры, для каждого из которых в Оренбурге есть свой зритель. Помимо русских театров в старинный российский город, расположенный на границе Европы и Азии, приехали татарский, башкирский, белорусский и южноосетинский театры. Каждый день переполненные зрительные залы овацией провожали актеров. Спектакли фестиваля посмотрели около 5000 зрителей.

Каждый день члены экспертного совета не только обсуждали спектакли с коллективами театров, но и выходили в прямой эфир - на радио и телевидении. Оренбуржцы имели уникальную возможность общаться с искусствоведами и театральными практиками страны в открытом эфире, получая интересные, содержательные ответы на свои вопросы о театральной жизни России. "Гостиный двор" в очередной раз способствовал росту интереса оренбуржцев к театральному искусству, предоставил прекрасную возможность активизировать творческую инициативу практиков и теоретиков театра.

На протяжении славной истории спектаклям старейшего на Урале театра аплодировали зрители от Тихого океана до Черного моря. Только в последнее десятилетие творческие достижения коллектива неоднократно отмечались на самых престижных театральных фестивалях, в которых спектакли оренбургской драмы были заметным явлением - "Пушкинская сцена" в Москве и "Русская классика" в Орле, Пушкинский фестиваль в Пскове и "Актеры России-Михаилу Щепкину" в Белгороде. На международном театральном фестивале "Театр без границ" 2001 года спектакль "Раба своего возлюбленного" завоевал Гран-При.

Творческие искания театра с 1997 года определяются позицией художественного руководителя, народного артиста России, лауреата Государственной премии России Рифката Исрафилова. Репертуарная афиша, сложившаяся под его влиянием, богато представлена русской и зарубежной классикой, современной драматургией разных жанров. Его режиссерскую манеру отличает умение вскрывать глубинные пласты драмы.

Начало нового века театр отметил комедией Лопе де Вега "Раба своего возлюбленного". Выбрав малоизвестную пьесу, уже сложившееся трио постановщиков - РИсрафилов. Т. Еникеев и О.Николаев - дали волю безудержной фантазии, изящно пародируя традиционные представления об испанских страстях. Критика не преминула заметить, что "на сцене присутствует все, что мы знаем об Испании: плащи, шпаги, юбки, сутаны, шляпы, гребни, мантильи, шали, веера, гитары; розы в головах, в зубах, за корсажем; идальго, командоры, карменситы, махи, кабальеро; бороды Дон Кихота, усы Сальвадора Дали Все это кружится, бурлит в ритмах фанданго, сегидильи, болеро, серенад".

Третий Международный театральный фестиваль "Гостиный двор" проходивший в г. Оренбурге с 31 мая по 5 июня 2003 года, получил высокую оценку специалистов и широкий общественный резонанс, поистине став выдающимся культурным событием года театральной России.

Руководителям фестиваля, а ими были художественный руководитель театра Рифкат Исрафилов и директор Павел Церемпилов, удалось учесть особенности геополитического положения Оренбурга, и поныне сохраняющего свое срединное, соединяющее значение между двумя частями света - Европой и Азией.

Фестивальная неделя была чрезвычайно насыщена событиями. Открывало фестиваль яркое театрализованное шествие, представлявшее всех участников. На пяти театральных площадках города прошли 19 спектаклей.

Театральной критикой было отмечено, что " афиша фестиваля развернулась, как многоцветный, восточный ковер, блистая именами драматургов: от великих - Шекспира и Островского до современников - Коляды и Кузина, привлекая палитрой жанров - от трагедии до романтического балета". Интерес представлял реальный срез современного театрального процесса, отражающий наличие разных театральных тенденций и школ.

Завершила работу фестиваля итоговая теоретическая конференция "Проблемы и тенденции развития театра начала XXI века", которую проводил экспертный совет в составе ведущих театральных критиков и практиков страны: заслуженного деятеля искусств РФ К. А. Щербакова, главного редактора журнала "Театральная жизнь" О. И. Пивоварова, заслуженного работника культуры РФ Н.И. Жегина, помощника художественного руководителя московского театра им. М. Н. Ермоловой С.А.Гарон, заместителя художественного руководителя Государственного академического Малого театра В. В. Подгородинского, генерального секретаря Российского центра Международного института театра В. Г. Хазанова.

Фестиваль "Гостиный двор", как никакой другой в России, служит идее сохранения единого культурного пространства страны, демонстрации творческих достижений и добрых отношений между государствами Евро-Азиатского региона. В газете "Культура" (N 27), опубликовавшей итоговую статью о фестивале, Н. И. Жегин справедливо отметил: "Театр, безусловно, предлагает один из вариантов сосуществования и взаимообогащения. Кстати, неудивительно, что его ("Гостиный двор") придумали именно в Оренбурге - в области проживает 80 национальностей".

В реализации творческих программ театр всегда находит поддержку в администрации Оренбургской области и управлении культуры.

Сегодня Оренбургский драматический театр - главный культурный центр города. Он популярен, у него самый стабильный и многочисленный зритель. Готовясь к своему предстоящему 150-летию, театр молод и устремлен в будущее.

Екатерина Шарапова