• dikar20172
  • newyear2
  • banner1111
  • baner2222
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Пьеса Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» имеет в России большую и славную сценическую историю. Исполнилось 160 лет со времени первой её постановки, а интерес к ней режиссеров, актеров и, разумеется, зрителей не угасает. Причин тому – множество: и лихо закрученная интрига, и мастерски выписанные характеры, и актуальность темы, которая существовала всегда, вне зависимости от политической ситуации в стране. А тема эта – азарт, игра, ради которой можно пожертвовать всем.

Постановку в оренбургском театре осуществил московский режиссер Сергей Яшин, который придерживается традиционных взглядов на сценическое воплощение классических произведений, всячески стремясь сохранить дух и букву великого русского психологического театра. И следует признать, что произведение Сухово-Кобылина в точности соответствует лучшим традициям театрального искусства, что касается, в первую очередь, персонажей пьесы, выписанных ярко и подробно.

В русском театре всегда существовало строгое распределение ролей по амплуа актеров, и Сухово-Кобылин, в принципе, этой традиции придерживался, хотя многие стандартные характеристики претерпели у него не то чтобы изменения, но дополнения. Оренбургский театр всегда был славен актерскими удачами, и в данном случае артисты не подвели.

Итак, Петр Константинович Муромский, богатый помещик (амплуа – благородный отец). В исполнении заслуженного артиста РФ Александра Папыкина он с самого начала предстает человеком добрым, рачительным хозяином, предпочитающим деревенскую жизнь суетливому городу, и любящим отцом очаровательной дочери Лидочки. Не зря он несколько раз в течение спектакля произносит фразу «зачем мы приехали в Москву из деревни, ничем хорошим это не кончится». Но, как любящий отец, он понимает, что дочке необходимо выйти замуж, а где в деревне найти хорошую партию?... Хотя у Муромского она уже найдена – это помещик-сосед Нелькин, также предпочитающий деревню городу и спокойный отдых на природе – городской суете. Но Лидочке он не нравится, ей с ним скучно и хочется чего-то нового, неизведанного.

Лидочка (амплуа – инженю) и станет тем камертоном, на который будет настраиваться все действие спектакля. Недавняя выпускница театрального отделения института искусств Ольга Бересток сыграла в спектакле свою первую большую костюмную роль и вполне справилась с этой нелегкой задачей. Конечно, её героиня неопытна в реалиях городской жизни, но характер имеет твердый и способна добиться поставленной цели. А целью в данном случае является желание выйти замуж не за предписанного папашей деревенского соседа, а за городского красавца Михаила Васильевича Кречинского. И пусть говорят, что он игрок и промотал состояние – зато какой он галантный и обходительный кавалер, а то, что он полный банкрот, врут злые завистливые люди. Ведь, если бы он был нищим, то откуда деньги на роскошные подарки и подношения?

За два действия спектакля Лидочке предстоит пройти путь он наивной девушки в розовых очках до сильной женщины, способной принять решение, которое кардинально изменит её жизнь. Ольга Бересток убедительно показывает этот путь. Её героиня легка, воздушна, весела в начале и способна подняться до трагических высот в финале. Кроме того, она очень музыкальна, и те номера, которые Лидочка исполняет по ходу спектакля, выглядят органично и вполне соответствуют характеру героини.

Еще один немаловажный женский персонаж – тетушка Лидочки, Анна Антоновна (амплуа колеблется между «комической старухой» и «фам фаталь»). Наталья Панова искренне и честно исполняет роль хранительницы домашнего очага семейства Муромских, которая пожертвовала своим личным счастьем ради маленькой племянницы, оставшейся сиротой в раннем возрасте. Но неистребимое женское естество продолжает бурлить в крови, и именно Анна Антоновна зачастую становится вершителем судеб семьи, у которой на поводу идет нерешительный и слабохарактерный Муромский.

И, наконец, главный герой, имя которого вынесено в название пьесы – Михаил Васильевич Кречинский – личность яркая и неординарная, но одержимая одной пагубной страстью – игрой. Этой ролью отметил свой бенефис ведущий актер Оренбургского театра драмы Сергей Тыщенко. И надо сказать сразу – работа удалась на славу. Во-первых, он полностью соответствует авторским характеристикам: да, он игрок и авантюрист, но чертовски обаятелен, и для женщин просто неотразим. Неспроста Лидочка влюбилась в него с самого первого танца на балу.

Надо сказать, что ранее виденные мною исполнители этой роли (Владимир Кенигсон – в Малом театре и Анатолий Васильев в театре им. Моссовета), несмотря на блестящее актерское мастерство, все-таки вызывали сомнение в том, что вызвали в юной девушке подлинную страсть, ибо были очень немолоды. Сергей Тыщенко играет героя в самом расцвете зрелой красоты и неотразимой привлекательности. Он из тех мужчин, которые одним движением руки, одним взглядом приковывают к себе женское внимание и уже не отпускают до конца.

Помимо блестящих внешних данных, следует отметить, что Сергей Тыщенко проявил себя как великолепный артист. Только во второй части первого акта он явил себя в столь разных характерах одного и того же человека, что просто диву даешься.

Сначала это светский лев, этакий денди, цель которого – завоевать доверие помещика Муромского, с целью получения от того согласия на брак с Лидочкой. Он воистину великолепен в сценах, когда соловьем разливается о прелестях деревенской жизни, которую искренне ненавидит на самом деле, рассказывает о своем имении в Симбирской губернии, которое давно уже пошло с молотка. И в сценах с Лидочкой он выглядит вполне достойно: да, она ему нужна, в первую очередь, как богатая невеста, но девушка ему искренне нравится, потому его показные чувства выглядят вполне правдиво.

Далее Кречинскому предстоит вынести совсем другие испытания, когда, узнав о том, что кредиторы не желают ждать положенных до свадьбы десяти дней, а требуют три тысячи серебром (это очень большие деньги!) немедленно, Михаил Васильевич за несколько минут проживает целую гамму чувств: от гневных реплик в адрес пришедшего за получением долга купца Щебнева (небольшая, но очень яркая роль Бориса Круглова), до униженной мольбы и просьб подождать еще немного.

И уж совсем блистательным выглядит дуэт Кречинского и Расплюева, человечка, который находится у Михаила Васильевича то ли в рабстве, то ли в вечной повинности. Эта роль по сути своей – небольшая, но имеет яркую сценическую историю. Расплюев – полное ничтожество, так характеризуют персонаж другие герои пьесы. Но его в разные годы не гнушались играть такие мастера как Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Александр Леньков.

В оренбургской постановке эту роль блестяще исполняет заслуженный артист РФ Сергей Кунин. Да, его Расплюев – ничтожество, но без него харизматичный главный герой тоже оказывается пустым местом. Потому так настойчиво звучат адресованные к нему слова – «найди мне эти деньги, где хочешь найди, укради, убей, но принеси!» Но когда не помогают спасти положение даже эти угрозы. приходит другое решение – совершить подлог невестиного бриллианта. И эта история расставит всех героев по своим местам, определив для каждого, кем он является на самом деле.

Таким вот острым и неоднозначным получился спектакль в постановке Сергея Яшина, который с самого начала работы над постановкой заявлял, что Кречинский для него никак не отрицательный персонаж, а человек ярких страстей, не сумевший вовремя остановить свой бег по жизни, именуемый игрой.

Помимо ярких актерских работ нельзя не отметить музыкальное оформление спектакля, осуществленное Тамарой Пикулевой. Звучащая музыка Исаака Шварца, а также старинные романсы очень украшают постановку, тем более, что Сергея Тыщенко все знают как поющего артиста.

В заключение, немного вопросов к постановке. Считаю, что в ней наличествуют явные длинноты, которых вполне можно избежать. Это касается никак не вокальных или танцевальных номеров, а общей энергетической заторможенности или даже тяжеловесности. Спектаклю не хватает внутреннего ритма, некоторые сцены просто требуют более динамичного решения. И не надо объяснять эту вязкость традициями русского психологического театра.

 

В целом же, стоит только порадоваться, что на сцене одного из старейших театров России появился еще один спектакль, поставленный по произведению, входящему в «золотой фонд» российской драматургии. Пройдет время, постановка приобретет все необходимые для нее «настройки», и сотни зрителей в который раз порадуются за наш замечательный театр.