• gastroli Obrazcova
  • Obrazcov gastroli
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

В прошлую пятницу был приглашён на свадьбу. Народу собралось - уйма, да свадьба расстроилась. Жених, говорят, оказался пройдохой…

 

«Свадьба Кречинского» наделала много шума в Москве в XIX столетии. И с тех пор не сходит со сцены. Столичный режиссёр Сергей Яшин на прошлой неделе представил премьеру неоднозначной комедии в оренбургском драматическом театре.

 

Смешно или грустно?

Идея пьесы в драматургии позапрошлого столетия не нова. Героев - игроков, пройдох и прожигателей жизни, готовых в любой ситуации ухватиться за хвост птицы счастья, на сцене появлялось немало. Но так, чтобы, что называется, в один флакон все пороки и достоинства были слиты, удалось сделать Александру Сухово-Кобылину. Фабула пьесы тоже не нова. Михаил Кречинский к сорока годам промотал все средства и единственную возможность обеспечить себе тихую спокойную старость видит в выгодном браке. Жертву он определил быстро. Это юная Лидочка, девушка небольшого ума, дочка зажиточного ярославского помещика Муромского. Старик купил в Москве дом, но тяготится столичной жизнью. Чего не скажешь о его сестре, мечтающей обустроить дом по-светски, чтоб и балы у них были, и приёмы. Поэтому тётушка Анна Антоновна быстро прониклась уважением к господину Кречинскому – человеку, вкус во всём имеющему. Лидочка так же быстро воспылала к нему любовью, и друг её папаши Владимир Нелькин, имевший виды на юную деву, оказался не у дел. Зная разные нехорошие слухи про Кречинского, что он игрок и в долгах весь, решает вывести его на чистую воду. Что у него в итоге и получается. Кречинский вместо драгоценной броши с бриллиантом всучает ростовщику Беку безделушку со стразами. Обман вскрывается, Кречинского полицейский готов уже взять под руки, однако добрая душа Лидочка отдаёт Беку свою брошь. Но счастье её с Кречинским уже невозможно.

Кто не видел этой комедии, спросит, а что же здесь смешного? Вопрос совершенно правомерен. Некоторые современники Сухово-Кобылина отмечали, что пьеса имеет трагический характер. Действие развивается довольно драматично для всех главных героев. Их жаль в конце спектакля, завершающегося довольно эмоционально.

Хотя по ходу действия Кречинский и отпускает множество колких и остроумных фраз, вызывающих улыбку зрителя, но именно улыбку – не больше.

Комедийное действие удачно определяется другом Кречинского – Иваном Расплюевым.

Автор пьесы показывает его маленьким ничтожным человечишкой, плутом, постоянно попадающим в переплёт. Иван Антоныч умудряется за день трижды получить трёпку. Эмоционально, блистательно создал образ падшего человека заслуженный артист России Сергей Кунин. По мне, так это одна из лучших его работ. Он в каждый момент вызывает у зрителя различные чувства: то отвращение, то смех, то жалость.

 

У каждого своя страсть

Режиссёр-постановщик Сергей Яшин заявил главного героя пьесы как «заигравшегося замечательного и прекрасного человека». Сергей Тыщенко в роли Кречинского именно таков. Он умён и нежаден, бывает суров со своими подчинёнными, то есть имеет характер. Актёру удалось гармонично войти в образ породистого светского льва с одним лишь изъяном – пустыми карманами. Он же – игрок и прожигатель жизни. Кречинский-Тыщенко буквально влюбляет в себя зрителя обаянием, эрудицией и умением найти выход из любой ситуации. И зритель, кажется, готов ему простить все грешки. Ведь кого обманул-то Кречинский – препротивнейшего ростовщика, составляющего себе состояние на бедах других людей. Это и не грех вроде.

Но действительно ли Кречинский настолько «замечателен и прекрасен»? Ответ на этот вопрос даёт текст пьесы, который, кстати, очень точно был воспроизведён в постановке. Кречинский – заложник обстоятельств. И ему нет дела до любви провинциальной девушки, которой Москва вскружила голову. Когда он заводит речь о страсти, сам же иронично про себя замечает: «Искать страсть, всё равно что искать дрова в протопленной печи». Для него жизнь - игра, но он готов играть и чужими судьбами.

«Выиграю наверняка, составлю себе дьявольское состояние и кончено: покой, дом, дура жена и тихая, почтенная старость». Собственно, эта одна реплика показывает его чёрствость и червоточину. Несостоявшаяся «дура-жена» оказалась в жизни человеком глубоко чувствующим и душевно щедрым. Она спасла своего жениха от тюрьмы. Для молодой актрисы Ольги Бересток это первая крупная роль. И она настолько прониклась обстоятельствами, что даже на поклон вышла со слезами на глазах.

 

Цитата:

«

Душу заложи… да что душу - украдь, а принеси!!!

Кречинский - Расплюеву

 

Спорные вещи

В этом спектакле много находок не только режиссёрских. Художник-постановщик москвичка Елена Качелаева довольно сложно оформила сцену: над героями дамокловым мечом висят игральные карты, и все словно бы становятся заложниками судьбы, а в какой-то момент карты и главные герои. Оригинально выстроена и прихожая дома Муромских, быстро трансформирующаяся в прихожую Кречинского.

Привлекательна работа балетмейстера Натальи Ренёвой. Она и поддерживает комичный тон, и придаёт спектаклю атмосферу таинственности и лёгкости.

А вот обилие слуг, которые в нужный момент и рабочие сцены, и скоморохи, и олицетворение пороков, не всегда кажется уместным. В какой-то момент они закрывают главных героев, на сцене кажется тесно.

Небесспорен и герой Владимир Нелькин, вдруг читающий цитаты из «Горя от ума». Сыгранный актёром Сергеем Шахмутем, этот герой глуповат и до полубезумства истеричен, кажется, делает всё, чтобы вызвать у зрителя негативные чувства. И, в общем-то, разный в разное время действия. Вначале появляется как светский франт и роковой герой, потом - простак и даже жалкий человек. Меж тем он  помещик, человек достаточно практичный, и затевает всё, чтоб не были опозорены Лидочка и Муромский. Он, может, и не так умён, но честен. Хотя и его чувства в пьесе, скорее всего, небескорыстны.

 

Факт

В Оренбургском драматическом театре имени Горького «Свадьба Кречинского» ставится уже третий раз. Актриса Наталья Панова, играющая ныне тётушку Анну Антоновну Атуеву, в предыдущей постановке была юной Лидочкой.

 

Подпись к фото:

Заслуженный артист России Сергей Тыщенко был в эти дни «дважды главным героем»: основное действующее лицо и юбиляр. В свой бенефис по поводу 50-летия он исполнил роль Кречинского.

На оренбургской сцене Сергей Тыщенко служит более двадцати лет. За это время он создал немало запоминающихся образов: Назар Дума в «Свадьбе в Малиновке», священник Дункан в «Примадоннах», шорник-мечтатель в шукшинских «Милых людях», предприниматель в «Грибном царе».

 

В новой постановке Сергей Тыщенко порадовал зрителя не только колоритной игрой, но и проникновенным исполнением романсов.