• dikar20172
  • newyear2
  • banner1111
  • baner2222
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Екатерина Шарапова, зам. председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей РФ.
О гастролях театра в Москве в мае 2002 года

Гастроли для любого театра- дело чрезвычайно ответственное, а уж если это поездка в Москву, то тем более. Теперь уже с полным правом можно сказать, что, завершая 146-й театральный сезон, Оренбургский областной драматический театр им. М. Горького творческую проверку на самостоятельность выдержал с честью. Об этом свидетельствовали полные залы Российского Академического молодежного театра, что в самом центре Москвы, на сцене которого с 22 по 31 мая нам посчастливилось гастролировать; выступления московских критиков и публикации не только в оренбургской, но и столичной прессе. Был отмечен интересный классический репертуар, самобытная режиссура Рифката Исрафилова- художественного руководителя театра, одна из самых любопытных в России трупп и звездные актерские работы, притягивающие внимание зрителей. В состав гастрольной труппы, вполне естественно, были включены и студенты театрального отделения института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, так как, в соответствии со своей методикой воспитания актера, начиная со 2-го курса, профессор, народный артист России Р. Исрафилов активно занимает ребят в своих спектаклях. Сегодня невозможно представить себе "Капитанскую дочку" и "Рабу своего возлюбленного" без студентов 4-го, а теперь уже 5-го курса. Активно вошли в массовые сцены спектакля "Маскарад" студенты 2-го курса, а в "Отце" серьезными ролями дебютировали второкурсники Ирина Щурина и Алексей Николаев. Но одно дело делать первые шаги на своей родной сцене, другое дело- Москва. Чем стали эти гастроли для молодых, только осваивающих профессию, актеров?

Старшекурсники чувствовали себя более уверенно. Они уже привыкли гастролировать. В их арсенале- гастроли в Уфу, Казань, опыт фестивальных поездок в Магнитогорск, Псков, Великий Новгород. В Москву впервые попали в 1999 году со спектаклем "Капитанская дочка", ставшим участником заключительного показа Всероссийского фестиваля, посвященного 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Тогда им довелось играть на прославленной МХАТовской сцене. Во время второй гастрольной поездки в Москву они чувствовали себя почти аборигенами, ведь Тверскую знали наизусть. В этот раз из пяти гастрольных спектаклей студенты 4-го курса были заняты в трех, а значит- четыре вечера были свободны. К их чести, надо сказать, что они сумели этим воспользоваться с максимальной пользой, посмотрев все самое интересное, что шло на сценических площадках Москвы. Очень строгие администраторы театра Ленкома, все-таки иногда не отказывали во входных билетах нашим студентам. На зависть театральной публике, даже московской, оренбуржцам удалось посмотреть и нашумевшую премьеру Марка Захарова "Шут Балакирев" по последней пьесе Григория Горина, и его же "Королевские игры", "Sorry" А. Галина с блистательными И. Чуриковой и Н. Караченцевым. Благодаря заслуженному артисту России, преподавателю института О.З. Ханову, который 3 года работал в "Сатириконе", студентам удалось увидеть спектакли и этого популярного коллектива. На серьезные размышления о профессии натолкнули встречи за кулисами с ведущими мастерами российского театра - К. Райкиным, А. Калягиным. А сколько радостных волнений доставила встреча с Олегом Николаевым, хореографом всех гастрольных спектаклей и преподавателем сценического движения, поставившим с неопытными тогда еще второкурсниками первый студенческий спектакль "Бомжовый блюз". После его премьеры на 2-м фестивале "Гостиный двор" о них заговорили, как о талантливой, подающей надежды, молодежи. Насколько важной она была для Николаева, говорило хотя бы то, что ради встречи со своими любимцами, на 4 дня было отложено начало репетиций спектакля в другом городе. Эта встреча окрылила ребят, что сказалось на их вдохновенном исполнении танцев. "Мы ходили по Москве сияющими, у нас как крылья за спиной выросли", -рассказывает Наташа Лавриненко. "Однажды, -подхватывает Ольга Плет - на нас засмотрелся прохожий, провожая восхищенным взглядом, поднял руки вверх, восклицая - "belissimol". Немудрено было залюбоваться девушками в летящих шифонах. Им хотелось многое успеть: и пройтись по древним мостовым Кремля, и побывать в храмах и музеях Москвы и, конечно, попасть в московские театры. Не без гордости замечу, что критерии оценок у наших студентов выработались высокие. Премьера нашумевшего мюзикла "NOTRE DAME DE PARIS" произвела на них впечатление только своей зрелищной, но не исполнительской стороной. Зато высоко были оценены спектакли "Шантеклер" в "Сатириконе", "Шут Балакирев" в Лейкоме и "Дама с собачкой" в МТЮЗе. Ольга Плет очень искренне и точно сказала за всех: "Мы жили тем, что будет свободный вечер, и мы увидим еще один спектакль, что-то еще потрясающее!". Каждый делал открытия, познавая свою Москву. А еще, за время пребывания на гастролях, они соскучились по своему последнему курсовому спектаклю "Тринадцатая звезда" и понимали, что сыграют его теперь чуточку иначе, предъявляя к себе более высокие требования. Конечно, поездка не обошлась без курьезов, когда блюстители порядка, рьяно выполнявшие обязанности, задерживали наших ребят на Тверской у гостиницы, но, узнав, что они из гастролирующего театра, отпускали. Но самым главным было ощущение счастья от хорошо сделанной работы, от единения курса и труппы, членами которой они незаметно стали.

В Москве произошло одно из главных открытий- они поняли, что работают не просто в театре, но в хорошем театре, совсем не хуже московских. Подтверждением тому служили овации, гремевшие на спектакле "Раба своего возлюбленного", закрывавшем гастроли. Трижды, на "бис" танцевали ребята зажигательный финальный танец, а москвичи восторженно кричали "Браво, Оренбург!".

У студентов второго курса свободного времени было побольше, и их пронырливости можно было позавидовать. Ира Щурина, Настя Тюфякина, Настя Шлунева, Андрей Хан, Алексей Николаев, Александр Федоров и Артур Оборин видели спектакли Камы Гинкаса и Генриетты Яновской, Марка Захарова, Константина Райкина и Туманиса. Они успели побывать на дипломных спектаклях студентов школы-студии МХАТ и на занятиях по сценической речи и движению, по "мастерству актера" в Российской академии театрального искусства. Были поражены способом существования актеров в спектакле Гинкаса "Дама с собачкой" и режиссерской изобретательностью вахтанговского "Ревизора". Из огромного количества впечатлений пока отстоялось немногое. Например, встреча с художественным руководителем МТЮЗа Генриеттой Яновской, которая не сочла зазорным побеседовать с ними, делясь сокровенными мыслями. Им удалось запомнить требования, которые признанный мастер предъявляет к профессиональному актеру - четкая работа мысли, развитое чувство юмора и чувство ритма. Младшенькие сумели разглядеть, что московские актеры, особенно молодые, одинаково хорошо танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и блестяще владеют сценической речью, как одним из главных выразительных средств мастерства актера. Еще студенты заметили, что аплодисменты на спектаклях нашего театра звучали ничуть не реже, чем на московских представлениях. Поражаясь техничности исполнения столичных мастеров, ребята по-новому взглянули на свои спектакли, обнаружив больше серьезных мыслей и глубины прочтения. У Насти Тюфякиной появился зуд репетиционной работы, захотелось пробовать все, что угодно, не боясь себя. (К слову сказать, на экзамене по "мастерству актера" после гастролей, ей удалось раскованно и блестяще прюдемонстрировать актерские способности). Для Саши Федорова эти гастроли вообще стали первой большой поездкой в жизни.

Москва показалась огромным муравейником, в котором необычайно интересно, а Оренбург, по сравнению со столицей, сонным городом. Поэтому старался вобрать в себя как можно больше впечатлений: от посещений Третьяковской галереи и храмов Московского Кремля, ВДНХ, ботанического сада, и, конечно же, от увиденных спектаклей, давших богатую пищу для размышлений. Как большинство студентов, Саша понял, что надо еще много работать над голосом и пластикой, выразительностью речи и жеста для того, чтобы овладеть своей профессией. И еще, все они испытывали чувство глубочайшей признательности преподавателям театрального отделения института искусств и театру, который предоставил им эту уникальную возможность - увидеть и оценить себя со стороны, театру, заронившему надежду, что в следующий раз покорять Москву придется им.

Екатерина Шарапова, зам. председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей РФ.