• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Евгения Павлова - театральный критик, засл. работник культуры, лауреат губернаторской премии "Оренбургская лира", зав. отделом культуры газеты "Вечерний Оренбург"

 

В конце мая Оренбургский театр играл в Москве пять спектаклей. Были показаны работы Рифката Исрафилова последних лет - пушкинская "Капитанская дочка", мольеровский "Дон Жуан", "Отец" А.Стриндберга, "Раба своего возлюбленного" Лопе де Вега, спектакль, удостоенный многочисленных наград различных театральных фестивалей, и лермонтовский "Маскарад". Все спектакли гастрольной афиши - классика: отечественная и мировая. И это принципиально для Рифката Исрафилова, который всегда точно знает, для чего в тот или иной момент понадобилась ему серьезная, большая литература; с какими болевыми точками современности соотносится она для него. Многолетний и многодесятилетний опыт общения с классикой, как точно рассчитывает Исрафилов, необходим и для профессионального роста артистов всех поколений, ни на каком другом материале не может артист настолько точно и тонко овладеть психологическим рисунком характера, его внутренней и внешней пластикой. Поэтому так важны в спектаклях Исрафилова сценография и музыка - всегда тщательно подобранная, музыка несет особую психологическую нагрузку в его классических интерпретациях. Что же касается сценографии, Исрафилов на протяжении почти всего своего творческого пути работает с замечательным мастером Таном Еникеевым - они полноправные соавторы, видящие перед собой одни задачи.

В Оренбургском театре сложилась сильная, яркая труппа, в которой на равных правах существуют старшее, среднее и совсем молодое поколение. Они работают серьезно, увлеченно, замечательно партнерствуя друг с другом. Нельзя не назвать запомнившиеся имена Н.Величко, А. Жигаловой, Н. Беляевой, В. Бухарова, О. Ханова, О. Бажанова, А. Бледного, А. Папыкина, В. Балабанова, С. Кунина, еще совсем молодых Н.Баскаковой, М. Губановой, А. Литвинова, А. Николаева. Все они заявили о себе в гастрольной афише интересно, играя в каждом спектакле и демонстрируя незаурядное мастерство. Общая тема спектаклей Рифката Исрафилова - игра. Азартная, затягивающая и уже никогда не выпускающая из своих сетей сфера проявления человеческой личности, которая, кажется, рассеяна в самой атмосфере нашего существования. Дон Жуан, превосходно сыгранный Олегом Бажановым, - ведет свою игру с судьбой. Для него все уже осталось в далеком прошлом, он не человек, но миф, вечный образ, вечный странник, вступивший однажды по капризу в поединок с небесами. Прервать этот поединок, остановиться Дон Жуан уже не в силах... Как не в силах остановиться на пути мести Арбенин, сыгранный любимым москвичами Олегом Хановым. Арбенин Ханова не просто одержим жаждой мщения, для него этот акт - тоже игра с судьбой. И подобно Дон Жуану, Арбенин точно знает, что выигрыша не будет

И пушкинский Швабрин сыгран Олегом Бажановым как игрок с судьбой. Ведь он именно из тех, кто правила игры применяет к людям и, не ведая ни чести, ни совести, мечет свой банк наудачу. Бажанов рисует своего героя крупно, резкими мазками, создавая характер поистине пушкинского масштаба. Из всех увиденных оренбургских спектаклей самым удачным, целостным, завершенным представляется "Отец". Здесь для Рифката Исрафилова тоже важна игра двух людей, мужчины и женщины, страстно и жестоко борющихся за власть над душой дочери. Ротмистр (Олег Ханов) и его жена Лаура (это отточенная, великолепная работа Натальи Величко), кажется, сгорают от ненависти друг к другу, неизвестно, как и когда возникшей между ними - ведь Ротмистр до сей поры бережно хранит в заветном ящичке секретера куклу и крестильный чепчик своей когда-то нежно любимой жены. И в этой ненависти им некогда задуматься о том, что полем битвы является сердце их дочери, несчастной Берты, этого хрупкого, слабого цветка, которому вряд ли будет даровано счастье расцвести среди холода и мрака родного дома, разрушающегося на наших глазах в финале спектакля, когда опадают стены, теряют очертания предметы 

Одним из самых спорных по решению представляется спектакль "Маскарад" - при четкости режиссерской мысли, при замечательной игре артистов (кроме названного уже О.Ханова надо назвать очень необычно решенную Натальей Беляевой баронессу Штраль; Владимира Бухарова, чей Шприх отнюдь не мелок и мелочен - это крупный и жестокий зверь, который сам себя до поры до времени держит в клетке; Олега Бажанова, сыгравшего князя Звездича не легкомысленным красавцем, а человеком, уже отравленным вином и ядом игры), он лишен целостности. Хотя театрально эффектен и изобретателен по мысли, соединяющей классику и современность. "Раба своего возлюбленного" - яркая, бурная комедия, решенная как будто на стыке культур; здесь музыка из "Кармен" ведет персонажей к всплескам страстей, к игре в корриду, а сюжет с привезенной из Индии рабыней диктует озорной ход "индийского кино". Актеры играют весело, с азартом, заражая зал и заряжаясь от него одновременно. Хотя в подобном способе существования порой проявляются швы: соседство с серьезными психологическими диалогами и монологами кажется тормозящим стремительно несущееся действие. Тем не менее, вполне естественно, что этот спектакль, такой молодой, веселый, заразительный, награждался на каждом фестивале, в котором принимал участие - в нем нет ничего от "капустника", но есть атмосфера подлинной театральности в почти забытом ныне смысле этого понятия. Судя по гастрольному настроению, Оренбургский драматический театр живет и работает сегодня интересно, разнообразно, энергично. А это главное, что удалось сделать Рифкату Исрафилову за годы, проведенные в Оренбурге. Режиссер построил свой театр, нужный и артистам, и зрителям. На последнем спектакле гастролей присутствовали губернатор Оренбургской области и представители Управления культуры Оренбурга, после спектакля был теплый прием, на котором был и Председатель СТД РФ Александр Калягин. Власть и искусство еще раз поняли, что друг без друга им не прожить.

Евгения Павлова - театральный критик, засл. работник культуры, лауреат губернаторской премии "Оренбургская лира", зав. отделом культуры газеты "Вечерний Оренбург"