• open 162 sezon
  • Letuch korabl kirpich
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Вильям Савельзон Газета "Оренбуржье" 22 февраля 2005 года.

В театре это обычай: после аплодисментов в последний раз закрывается занавес, и участники спектакля зычными актерскими голосами, счастливые, поздравляют друг друга: "С премьерой!" Но в этот раз голоса звучали совсем юные: "А зори здесь тихие" в оренбургском областном театре сыграли молодые актеры, студенты театрального отделения института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Почему именно "Зори"? Это очень важный вопрос. Точнее, это очень важные ответы молодых. Зрители-ветераны плачут на этом спектакле, потому что он - об их юности и о тех двадцати миллионах, кого зарыли в шар земной. Режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов - потому что у него на войне погибли отец и старший брат. Люди среднего поколения - потому что в детстве их еще опалила свежая военная боль: похоронки, безногие, безрукие инвалиды на каждом углу, военная и послевоенная голодуха. Ну а эти, молодые, - это уже четвертое, а то и пятое поколение, не знавшее войны. Но они смогли своим спектаклем потрясти зал, и для них самих это потрясение. Дело актера - точно выполнить режиссерскую волю, показав свое мастерство. Но в некоторых эпизодах эти восемнадцатилетние плакали "от себя". Они не играли - они были старшиной Васковым, Ритой Осяниной, Соней Гурвич, Галей Четвертак, Лизой Бричкиной, Женей Комельковой... - Мы обязаны были это сыграть, потому что это наш моральный долг, - сказали ребята после прогона спектакля. Выложившиеся до предела, лежа и сидя на сцене у рампы, в пьянящем состоянии первого актерского успеха, под прожекторами и телекамерами. И чувствовалось, что это не дежурные слова. Мы порой читаем бог знает что, макулатуру. А "Зори здесь тихие", как и другие военные повести Бориса Васильева, - в числе той сотни книг, которые прочесть должен каждый из нас. Без них, перефразируя Андрея Платонова, литература - неполная. Да и жизнь тоже. В "Зорях" всего-то страниц 150. Это и реалистическая повесть, и, если вдуматься, притча. Приходит на нашу землю нацистская сволочь, "переступившая через естественный, как жизнь, закон "не убий". И им противостоят, кроме старшины Федота Васкова, пять совсем еще девчонок. Но в женщине "самой природой ненависть к убийству заложена. И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал, потому что преступили они законы человеческие и тем самым сами вне всяких законов оказались". Девчонки сражаются и умирают, а ведь, как безвинно и горько кричит себе Васков, коря себя, что не уберег их, "могли нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки". Но при переводе в другой жанр, в нашем случае в драму, повесть неизбежно проиграет. Значит, надо искать, как восполнить потери пейзажа, авторских отступлений и всего 150-строчного повествовательного полотна достоинствами драмы. Уже упомянутый Рифкат Исрафилов, режиссер Олег Ханов, художник-постановщик Тан Еникеев, балетмейстер-постановщик Олег Николаев, музыкальный руководитель Тамара Пикулева придумали, как этого достичь. Образностью, условностью, которая сильнее подножного реализма. Фашисты - безликие, громоздкие, в грязно-серой униформе с автоматами наперевес - это не только те 12 диверсантов (у Васильева их 16, в театре просто не хватило актеров). Это и трясина, в которой погибает Лиза Бричкина, спешащая за помощью. Это обобщенное Зло. Непрочные березки, вздымающийся и опадающий из белой материи "пол" - как жизнь этих девчонок, казалось бы, ничего не стоящая на огромной войне. Музыка - не иллюстрация, а самостоятельное действующее лицо. Танец, даже пантомима опять-таки не иллюстративно, а хоть тоже - в список действующих лиц. Свет и цвет, сиреневые вспышки на громовой музыке - бой. Газетная страница - не для перечисления фамилий. Но ведь этот номер возьмут руки в основном ребята-дебютанты и, наверное, сохранят как память. Поэтому давайте не пожалеем строчек. Вот кто играет "А зори здесь тихие": Александр Федоров, Константин Конюхов Анастасия Тюфякина, Ирина Щурина, Юлия Безбородова, Анастасия Шлунева, Ирина Прохорова, Роз. Мартынова, Алексей Николаев, Наталья Лавриненко Елена Епанешникова, Михаил Волженцев, Наталья Евсина, Любовь Козлова Оксана Климова. Они пока еще для нас загадка. Да и для себя тоже. Что из них получится дальше, какая мера таланта и везения отпущена? Узнаем. Был у древних греков та кой термин: катарсис (с ударением на первое "а"). Это значит потрясение прекрасным, очищение души. Пойдите на этот спектакль, испытайте на себе.

Вильям Савельзон Газета "Оренбуржье" 22 февраля 2005 года.