• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева, газета "Труд-Оренбуржье" 14 апреля 2005 года
театр в годы Великой Отечественной войны

 

- Стой, Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! - звучали со сцены слова командира отряда капитана Сафонова в спектакле по пьесе К. Симонова "Русские люди". В 1942 году этот спектакль был в центре репертуара Оренбургского драматического театра им. Горького. Эти слова в исполнении артиста Михаила Куликовского звучали, скорее, не как лозунг или призыв, а как определение жизненной позиции и солдат на передовой, и рабочих тыла. Выстоять - значило, победить! Все военные годы зрительный зал театра был полон людей. И каждый спектакль зрители горячо встречали, заряжаясь уверенностью в завтрашнем дне. Часто зал заполняли отряды уже сформированные для отправки на фронт. И прямо из театра бойцы ехали на вокзал, а там на передовую. И в их сердцах продолжали звучать слова: "Ни шагу назад!" ***** Известие о начале Великой Отечественной войны труппа Оренбургского ( тогда Чкаловского) театра драмы получила, находясь на гастролях в Уральске. В июле 1941 года артисты были срочно отозваны с гастролей. Необходимо было пересмотреть репертуар, а также кардинально перестроить работу театра. Уже 15 августа 1941 года был открыт первый военный сезон. Премьерами его стали спектакли "Парень из нашего города" (К. Симонов), "Машенька" (А. Афиногенов), "Шел солдат с фронта" (В. Катаев), "Фельдмаршал Кутузов" (В. Соловьев), др. Еще не были написаны пьесы антифашистской тематики, поэтому коллектив театра (как и и многие другие труппы) обратился к пьесам о гражданской войне, войне 1812 года, русской классике, где звучали идеи объединения и патриотизма, любви и торжества справедливости. Только в первый год войны было поставлено 12 спектаклей! (Для сравнения: сейчас за один театральный сезон бывает до 5-6 постановок.) Из стен театра ушел на защиту Родины актер Иван Яковлевич Бражников, служивший стрелком-радистом. Блокируя переправу через реку Днестр, он вместе с экипажем сбил три вражеских самолета и за проявленное мужество был удостоен звания Героя Советского Союза. Также воевали актер Михаил Григорьевич Дахцигель, художник Дмитрий Николаевич Фомичев, художник по свету Василий Васильевич Шаляпин. В театре был свой фронт- сцена! Его держали артисты: В. И. Агеев, А. Я. Садовская, М. А. Куликовский, К. Олегов, М. И. Полетаева, А. Побегалов и др. В личном архиве Виктора Агеева хранилось, как драгоценная реликвия, письмо фронтовика: " Не могу не выразить вам своих глубоких чувств и признательности за хороший, виденный мною спектакль, в котором вы так мастерски создали образ Ленина. Велико наше искусство! Оно воспитало в нас чувство беззаветного служения Родине и увлекает на благородные подвиги во имя Отчизны Павел Гарбарь." Мария Полетаева запомнилась зрителям в образе Шуры Азаровой из спектакля "Давным-давно". Эта роль одна из самых трудных как по технике актерского мастерства, так и по эмоциональному воздействию на зрителя. Ведь артистка выступала в двух разных по своему характеру образах - молодой девушки и бесстрашного корнета. И в конце концов, получив награду, а по сути признание, от Кутузова (арт. В. Агеев), Азарова-Полетаева доказала, что женщина в борьбе с врагом способна на мужество и бесстрашие не менее мужчин. Одним из ярких спектаклей был "Олеко Дундич" по пьесе А. Ржешевского и М. Каца. В основе лежали события войны 1914-1918 гг., когда братья-славяне объединялись против немецких империалистов. Олеко Дундич -сербский учитель - становится выразителем идей революции 1917 года, героем-освободителем маленького героического народа. (Сейчас можно по разному относиться к Октябрю 17-го года, но бесспорно одно: идеи социалистической революции духовно объединили русский народ и органично поддерживали его боевой дух.) Талантливо и темпераментно вел роль Олеко артист Константин Олегов. Им был создан образ отважного и бескорыстного офицера. Роль идейного и личного врага Олеко - Павла Ходжича_ исполнял Михаил Куликовский, обладавший огромным сценическим обаянием. Но артисту удалось переиграть себя и воплотить на сцене образ опустошенного человека, лишенного идеала и веры, продавшего интересы своей Родины. Спектакль был поставлен в ноябре 1942 года, в дни тяжелых боев под Сталинградом. Герой СССР Городничев Н. писал в "Чкаловской коммуне": "Уходя из театра, чувствуешь, что еще сильнее становится ненависть к врагу и еще горячей любовь к Родине и своему великому русскому народу". Такова сила искусства! Потому в годы войны театры не расформировывали, а наоборот. Из письма Главного Управления театров от 1942 года: "Наша задача - не допускать сокращения театральной сети, если на то нет особо важных причин, полностью отвечать все более и более растущим потребностям зрителей и в количественном, и в качественном отношении. И добиваться при уменьшении общих государственных затрат, расширения театрального обслуживания в стране." На территории нашей области функционировало несколько крупных театров ( в том числе эвакуированных), эстрадных и самодеятельных коллективов. И все эти годы театр драмы занимал одну из передовых позиций. Оренбургские старожилы вспоминают, что его зал всегда ломился от зрителей. Подводя итоги театральной деятельности военных лет, начальник отдела по делам искусств Чкаловской области Г. И. Незнамов отмечал: "Зритель безотказно шел в театр, более того, он требовал, чтобы коллективы театров работали как оборонные предприятия. Зритель ждал не только отдыха, но и требовал ответа на волнующие вопросы, которые выдвинула перед ним военная обстановка. Театр стал не частью, а важнейшей потребностью быта, жизни." Главный художник театра Серафим Николаевич Александров (по воспоминаниям его дочери Майи Серафимовны) сутками пропадал в театре, готовя эскизы, макеты, декорации к следующей премьере. А премьеры шли одна за другой. И часто, едва открывался занавес, зрители аплодировали сцене, восхищаясь ее убранством. Серафим Николаевич говорил, что самый большой для него труд: придумать, из чего сделать декорации, чтобы было удобно менять и красиво выглядело. Ведь средства на новые постановки выделялись весьма скудные. Из "Письма Главного Управления театров": " В подготовке спектакля необходимо проявить максимум изобретательности, вкуса, культуры, необходимо повышать требовательность к актеру, режиссеру, художнику. Чем меньше имеется возможностей и постановочных средств, тем большую изобретательность и творческую выдумку должен проявить художник, тем выше должна быть его квалификация." И художник творил, изобретал, создавал! Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей - выстоять и победить. За 4 года в театре драмы (под руководством директора М. П. Сахновского и худрука П. Б. Харлип) было поставлено 46 пьес классического репертуара, советской и зарубежной драматургии. Среди них "Так и будет" Симонова, "Лес" Островского, "Партизаны в степях Украины" Корнейчука, "Собака на сене" Лопе де Вега, "Горе от ума" Грибоедова и др. Режиссером спектакля "Горе от ума" был Алексеев, постановщик Ленинградского оперного театра. Но в силу полного отсутствия материалов по оформлению спектакля, его премьера состоялась много позже запланированной даты. Режиссеру Алексееву так и не удалось увидеть свое "детище" в свете рамп, так как в 1944 году Ленинградский театр был реэвакуирован. В областном архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что для выпуска спектакля "Горе от ума" требовалось: шелка - 250 метров, подкладочного материала - 200 метров, а также кожи для изготовления обуви. А для оформления сцены облдрамтеатра, в связи с полной изношенностью падуг, боков, задника необходимо бархата - 600 кв. м. Не успели выпустить спектакль и в декабре 1944 года к 150-летию А. С. Грибоедова. И только 4 февраля 1945 года состоялась долгожданная премьера. В роли Чацкого был ведущий артист Михаил Куликовский. Наряду с работой на стационарной сцене театра артисты были активно заняты в военно0шефской работе. Выступали в госпиталях и клубах области, а также не раз выезжали на передовую в составе Чкаловской фронтовой бригады. Первой выехала на фронт бригада под руководством артиста областного драматического театра Константина Олегова. Это был ноябрь 1941 года. Всего же за время войны в Оренбурге было сформировано 17 фронтовых бригад. Тысячи концертов дали актеры в госпиталях, в военных частях, в домах Красной Армии. Дважды выезжали они на Западный фронт, чтобы передать подарки солдатам и показать свое искусство в первых и вторых эшелонах Действующей Армии. Много лет спустя участник войны Д. Гацков на страницах "Южного Урала" вспоминал о приезде на фронт наших артистов: "Помнится, в деревню, где стоял штаб дивизии, прибыли артисты Оренбургского драматического театра. Импровизированную сцену сделали в сарае. Прибыли зрители - по 5-6 человек от роты и батареи. Но концерт был недолгим. Видимо, как-то пронюхали немцы, открыли ураганный артиллерийский огонь по деревне. Снаряды все ближе и ближе ложились к сараю. Несколько человек было убито и ранено. Пришлось зрителям, прикрывая собой артистов, выводить их в безопасное место. Но все равно приезд артистов-земляков поднял боевой дух наших войск." Так, артисты делили фронтовые будни наравне с бойцами. И солдаты всегда ждали их, ведь фронту, по словам генерала армии Г. К. Жукова, нужно было искусство как хлеб, как окопная махорка. В 1945 году четырем актерам театра драмы было присвоено звание Заслуженных артистов РСФСР. Это - Виктор Агеев, Александра Садовская, Борис Щукин, Михаил Куликовский. М. А. Куликовский в 1946 году возглавил художественное руководство театром. Это было время строительства нового театрального здания - большого, светлого, просторного. Война закончилась. Многие артисты потеряли своих родных во время войны. Погиб сын актрисы А. Я. Садовской. Не вернулись с фронта мужья, сыны, отцы. Большая часть актеров военных лет разъехались по городам страны. А труппу театра пополнили молодые артисты, закончившие театральную студию. Вернулись с боевыми наградами актер М. Дахцигель и художник Д. Фомичев. И театр продолжал творить и собирать зрителей уже в мирное время. Все-таки выстояли, все-таки победили!

Мария Рябцева, газета "Труд-Оренбуржье" 14 апреля 2005 года