• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Рябцева Мария
из истории спектакля "Капитанская дочка"

Спектакль "Капитанская дочка" - не премьера Оренбургского театра Драмы. Но в этом сезоне его показывают впервые после почти двухлетнего перерыва, связанного с реконструкцией здания театра. "Капитанская дочка" - долгожитель идущего репертуара! Он был поставлен художественным руководителем Рифкатом Исрафиловым еще в 1999 году к 200-летию со дня рождения А. Пушкина. За восьмилетнюю сценическую жизнь в постановке сменилось три артиста на роль Пугачева, было несколько Гриневых, дважды менялась Маша Миронова Выпускались одни студенты и на их место приходили другие. В таком "буране" жила оренбургская "Капитанская дочка", и зрители не отпускали ее. Этот спектакль стал визитной карточкой нашего театра. В нем все как-то органично соединилось: и исторический фон повести - оренбургские степи, и память о приезде в наш край Александра Пушкина, и оригинальность инсценировки с талантливой режиссурой и актерским исполнением. Оренбургская "Дочка" полюбилась зрителям и получала высокую оценку критиков Всероссийских и Международных фестивалей, участницей которых была не раз. Романтичная история любви Петра Гринева и Маши Мироновой в театральной постановке пробивается сквозь буран, перерастающий в народное волнение со своим предводителем - Емельяном Пугачевым. Историческая личность Пугачева всегда влекла исследователей к ее изучению, раскапыванию новых фактов. Еще Марина Цветаева отметила, что всю свою любовь в повести Пушкин отдал Пугачеву: с такой искренностью и тщательностью выписывал Александр Сергеевич этот образ. Волнующая тема о способности "злодея и убивца" к великодушию и честолюбию оказалась настолько животрепещущей, что образ Емельяна значительно укрупнился в постановке. В исполнении заслуженного артиста РФ Анатолия Бледного он запомнился этаким Робин-Гудом, суровым, но справедливым. В спектакле даже казалось озаренным ореолом его чело. Артист Сергей Полянский придал своему персонажу браваду. Нынешний исполнитель Борис Круглов, пожалуй, создает самого драматичного Пугачева, способного на благородные поступки, но проделывающего большую внутреннюю работу, чтобы соответствовать тому образу, какого ждет от него Народ. Убежденный Орел (вспомним притчу о Орле и Вороне), он стремительно взлетел, а, напившись крови, был казнен. Линия Пугачева развивалась параллельно с линией любви Петруши и Маши и все-таки становилась ее фоном. Тихие, но светлые и сильные своей любовью, нравственной позицией, Петр Гринев и Маша преодолевают немыслимые трудности и преграды и остаются ЖИТЬ (как и полагается, долго и счастливо). В вихре истории и столкновении разных социальных сил судьба отдельной человеческой личности у Пушкина (что становится главным принципом и в режиссерской концепции оренбургского спектакля) - главное мерило. Первым Гриневым был в спектакле Павел Кипнис. Артисту удалось передать и его мальчишескую невинность, и юношеский максимализм. Запомнилось, как покрывались румянцем щеки Гринева, когда Швабрин (засл.арт. РФ Олег Бажанов) читал его письмо к Маше, как бледнел, услышав о положении дел в крепости. Машу тогда исполняла Мария Губанова - это была одна из первых ее ролей на оренбургской сцене и достаточно удачна. Артистка играла и вторую роль в постановке - служанку Палашу, эпизодическую. Но помнится, актриса за кулисами сказала, что сыграет ее как главную. И действительно, ее Палаша не затерялась в народных массах постановки. Роль Маши исполняла и Наталья Баскакова. Ее героиня казалась более сентиментальной, но не менее убежденной в торжестве любви и справедливости. Алсу Шамсутдинова - нынешняя Маша Миронова - более беззащитна. Рано лишившись покровительства, она все же находит в себе силы противостоять неведомой ей жизни и с достоинством выдерживает это испытание. Встреча с императрицей - наверное, самый отчаянный для Маши Алсу эпизод. И мы, зрители, становимся свидетелями ее взросления-возмужания за короткий временной отрезок спектакля. Трусиха Маша, какой мы ее видим в начале повествования, к концу преображается в решительную защитницу чести и жизни Гринева. Был какое-то время Петрушей и Борис Круглов, но вырос в Пугачева. Роль Гринева стала в 2003 году первой для студента Алексея Николаева. Возраст актера соответствовал его герою, это исполнение запомнилось именно этим: неуверенностью первых шагов, но стойкостью привитых батюшкой взглядов: береги честь смолоду! Молодой актер театра, выпускник кафедры актерского мастерства Оренбургского института искусств им. М. и Л. Ростроповичей, Александр Федоров, переняв эстафету своих коллег по роли, вошел в спектакль уверенно и ярко. Хотя артист признавался как-то, что ввод в спектакль был для него не легким. Освоиться в пространстве постановки ему помогали партнеры. Тогда Александр впервые понял, насколько важна актерская поддержка и ансамблевость на сцене. Его Гринев - статен и красив, а образ пушкинского персонажа приобрел еще одно, не похожее на все остальные исполнения. Надо отметить, что все вводы актеров в этот спектакль проходили под контролем режиссера и автора инсценировки "Капитанской дочки" - художественного руководителя театра Рифката Исрафилова. Спектакль сохранился, прежде всего, благодаря воле режиссера, сумевшего и быть внимательным к актерской индивидуальности, позволившей открыть новые грани пушкинских героев, и сохранить целостность постановки. В новом свете и звуке (театр постепенно осваивает супер-современное световое и звуковое оборудование), с новым актерским потенциалом спектакль, безусловно, преобразился. Увидеть это можно только в театре. И пожелаем нашей "Капитанской дочке" долгой сценической жизни!

Рябцева Мария