• dikar
  • kasatka2018new2
  • shest blud kuricha
  • banner lodochnik2018
  • banner mir skazki
  • banner karlil nos

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

…невольно подписал главный герой новой постановки режиссёра Александра Фёдорова, но выполнить своих обязательств не захотел

 

В Оренбургском драматическом театре - премьера. Пьеса «Лодочник» вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Не часто среди действующих лиц значится говорящий столб или женщина с косой. Та самая, которой пугают в страшном кино.

 

Мифы и легенды

На премьерном показе преклонных лет женщина, увидев красную деву с косой через плечо, идущую по залу, поднялась и с возмущённым шёпотом: «Столько лет не была в театре!» - нервно удалилась. А зал, хотя и неоднозначно принимал действующих лиц, в конце спектакля устроил овацию и труппе, и молодому режиссёру.

Пьеса сама по себе связана со многими тайнами. Например, автора её, Анну Яблонскую, во время работы над «Лодочником» знакомые предупреждали, чтоб не касалась темы потустороннего мира, это не простится. И пьеса оказалась последней. Яблонская погибла во время теракта в Домодедово. Вряд ли можно связать два этих факта, но тема, что называется, подогревает интерес к постановке.

Был у режиссёра определённо риск при выборе этой пьесы и по другим причинам. Она не из той серии, где «русский дух» и «Русью пахнет». Древнегреческий миф о Хароне, перевозящем души умерших через реку Стикс, может быть и не понят, как далёкий от народных традиций или в силу неграмотности.

Критики эту пьесу называли самой слабой в творчестве автора, где всего намешано. С этим можно поспорить, но то, что композиция несовершенна, становится зримым сразу после антракта. Действие в первой части разворачивается с мифологической патетикой, успеваешь проследить и за деталями в костюмах героев, и за их мимикой, оценить особенности сценографии. Декорации у Александра Фёдорова, как правило, красочны, и эта постановка не исключение. Здесь и плещущаяся вода, и заросли деревьев, которые потом вдруг становятся живыми героями, правда, отрицательными, злыми. Что как-то не вяжется с нашим фольклором: сказками, былинами и преданиями.

Вторая же часть пьесы супердинамична, одно действие настолько быстро меняет другое, что для монологов остаётся маловато времени. А некоторые сцены кажутся психологически необоснованными. Так, например, не верится в моментальное преображение безымянной дочери главного героя - одинокого зверёныша, с детства обиженного жизнью, и в то, что они с отцом нашли общий язык и взаимопонимание.

 

По ту сторону

В этой пьесе не все герои имеют имена: сторож, столб электрический, который по факту выполняет миссию Бога, женщина с ведром, йог и некое подобие мужика. Обезличивание по ходу пьесы играет важную роль, типизирует героев: одинокая, уставшая от жизни женщина с ведром, каких тысячи вокруг, без сожаления уходит через реку забвения. Не просыхающий от спиртного главный герой – сторож, несостоявшийся поэт, которого женщина с косой нанимает на выгодную работу, напоминает лишь тень человека.

Завязка конфликта происходит, когда в лодку садится его бывшая возлюбленная Ольга, находящаяся в коме. Она переправляется на ту сторону, чтобы найти возлюбленного на белом коне. Лодочник переправляет её, а потом ищет пути, как вызволить обратно оттуда, откуда не возвращаются. В итоге сила любви преодолевает все запреты.

Что удалось сделать режиссёру в отдалённом от нас мифологическом сюжете? Ярко представить социальную подоплёку пьесы, и это, я считаю, большая удача. Каждый народ по-своему представляет потусторонний мир. Но что там мифологический ад по сравнению с адом реальной жизни. И герой иногда не представляет, где начинается одно и кончается другое. И что хуже на самом деле. Однако при всём этом нагнетании сюжета в действии есть место для иронии, шутки, самокритики.

- Иногда нам кажется, что в жизни всё плохо, - говорит о своём видении пьесы режиссёр Александр Фёдоров. - А на самом деле это не так, на самом деле у человека есть выбор и он многое может изменить. Эта пьеса не чертовщина, это философская сказка. Я думал, что ставим молодёжную пьесу, но первые спектакли показали: идут на «Лодочника» люди в возрасте. Значит, мы сумели затронуть какие-то важные для них темы.