• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева "Труд-Оренбуржье"

о спектакле

 

На сцене Оренбургского театра драмы вновь "МАСКАРАД". Премьера этого спектакля в постановке художественного руководителя театра народного артиста России Рифката Исрафилова состоялась в марте 2001 года. Его сценическая жизнь прервалась из-за реконструкции здания театра. И вот, наконец, долго лелеемая в стенах театра мечта вернуться к "Маскараду" и ожидания оренбургских зрителей увенчались успехом. 1 и 2 апреля драма Михаила Юрьевича Лермонтова в сценической редакции Оренбургского театра собрала полный зал зрителей. Спектакль эпического размаха и по режиссерскому замыслу, и по художественному оформлению (художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России Тан Еникеев). Впечатляют громадные декорации, выдержанные в черно-золотом цвете. Старый Петербург, мощь и сила светского общества - то, что не зыблемо, то, что вечно, то, что мертвенно неподвижно. Из истории создания "Маскарада" мы знаем, что Лермонтов, глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в. Судя по силе цензорского противостояния и немалому количеству редакций этой драмы, ему это удалось. Однако насколько темы и проблемы "Маскарада" 19 века интересны 21-му? Тема противостояния Человека Обществу, трагедия Арбенина, смысл существования Звездича, положение Казарина и завсегда наличие Шприхов - все это, по-прежнему и, к сожалению, остается актуальным в современном мире. И современный маскарад, если уж и поменял маски на новые, то не сменил ни методов, ни принципов уничтожения большого и светлого ощущения себя Человеком. Мы все также подвластны великому общественному мнению, диктующему нам свои уроки благополучного нахождения в обществе, мы готовы отдаться воле своих страстей, кодирующих нас на уничтожение. И, порой, скачем в бездушном "маскераде" нашей жизни, убежденные, что иначе быть не может. Исполнители главной роли - роли Арбенина - народный артист России Андрей Лещенко и заслуженный артист России Олег Ханов создают своего героя по-разному и индивидуально задают тон всему спектаклю. На маниакально страстного Арбенина Олега Ханова горечь испитой им чаши действует как продолжение съедаемой его страсти, разрушающей ум. Арбенин Андрея Лещенко кажется более умудренным жизненным опытом, его трагедия в ощущении своего эгоцентрического Предательства, его сумасшествие как внутренняя реакция организма на преступление. Рекомендация цензора 19 столетия о том, чтобы закончить пьесу "примирением между господином и госпожой Арбениными" вслед за Лермонтовым и нам, зрителям, кажется невозможной, насколько невозможно изменить путь страстного и обманутого сердца Арбенина. Своего героя поэт наделил многими личными качествами - это высокая грусть, величайшее презрение к светскому обществу, горечь и страстность самопризнаний, протест против злой и позорной действительности. Но при всем этом, Арбенин осужден поэтом и наказан. Как осуждены Демон и Печорин - его предшественники. Одарив своих героев даром Прозрения, тем не менее, Лермонтов не видит для них иного исхода. Казарин- Неизвестный - образ, появившийся у Лермонтова в предпоследней редакции драмы. Примечательно, что именно к этой редакции обратилась постановочная группа театра. Образ Неизвестного (Борис Круглов, Сергей Тыщенко) обусловил ряд сюжетно-композиционных изменений всего текста драмы. Фигура Неизвестного, некоего формального обличителя Арбенина, становится в оренбургской постановке "пружиной", способствующей "механизму" возмездия. Постановка пленит своим особым звучанием (музыка Станислава Курбатского), завораживает танцами и пластическими решениями (балетмейстер - Олег Николаев), иллюстрирующими атмосферу, в которой пребывает главный герой. Спектакль, безусловно, получил второе дыхание. По мощи и духу "Маскарад" на сцене Оренбургского театра драмы, пожалуй, всегда будет звучать как премьера, как в первый раз!

Мария Рябцева "Труд-Оренбуржье"