• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Маргарита Ваняшова - "СЕВЕРНЫЙ КРАЙ", 10 октября 2008 года

о художественном руководителе Рифкате Исрафилове

 

ТВОРЯЩАЯ ТИШИНА

РИФКАТ ИСРАФИЛОВ: МЫ ЗАВИДУЕМ ВАШЕМУ ГОРОДУ,

У КОТОРОГО ТАКОЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Событием IX Международного Волковского фестиваля стал "Маскарад" Лермонтова, поставленный Рифкатом Исрафиловым. О "Маскараде" с Олегом Хановым -Арбениным, явившим нам внутренний вулкан страстей, о стихиях этого спектакля мы подробно рассказали в "Северном Крае"за 8 октября 2009 года. Сегодня мы беседуем с его постановщиком.

Народный артист России, Лауреат Государственной премии, профессор, секретарь СТД РФ, РИФКАТ ИСРАФИЛОВ - один из крупнейших современных представителей русской театральной школы. Оренбургский драматический театр, художественное руководство которым он осуществляет на протяжении десяти с лишним лет, за этот срок превратился в известнейший театр страны. На гастролях в Москве Оренбургский театра показал "Капитанскую дочку", мольеровского "Дон Жуана", "Отца" А.Стриндберга, "Рабу своего возлюбленного" Лопе де Вега и лермонтовский "Маскарад". Спектакли, удостоенные многочисленных наград различных театральных фестивалей. Недавно театр отметил свое 150-летие, а в 2008 стал Лауреатом Премии Правительства России имени Федора Волкова. Ярославцы увидели только один спектакль этого мастера.

"Режиссера можно оценить и по одному спектаклю, - заметил, говоря о Рифкате Исрафилове, Михаил Ульянов. - Исрафилов - режиссер не по профессии, а по складу ума, характера, темперамента. Режиссура - это, прежде всего организация. Через организованную на сцене жизнь выразить свою боль и свою радость. Это Исрафилов делает прекрасно. Он прирожденный организатор, лидер, собиратель. Он организовывает спектакли, работу СТД, фестивали, театр. Он созидатель по сути своей. Режиссура Исрафилова напористая, в ней нет полутонов, размытости, невнятицы. Все резко, четко, определенно, ясно. И влюбленно. Надо сказать, что человек он очень эмоциональный. И это наглядно сказывается в режиссуре, в работе артистов. Недаром лучший его актер - Олег Ханов, талант поразительного запаса энергии, силы воздействия на зрителей своей распахнутостью и мощью, когда он играет".

В Ярославль Исрафилов прилетел из Мадрида, где представлял театральную Россию на Генеральной Ассамблее Международного Института Театра (МИТ), членом которой он является.

- Вы успели познакомиться с Ярославлем?

- Красота Ярославля незабываема. Стоят ясные солнечные дни благодатной осени. Набережная Волги, Спасо-Преображенский и Толгский монастыри, весь город накануне своего тысячелетия - сказочный и старинный, мы восприняли как воплощение красоты.

И особенно Театр имени Федора Волкова, зрительскую аудиторию, которую редко встретишь даже в городах, считающихся театральными. Я вспоминаю одного из своих учителей, Георгия Александровича Товстоногова, который считал звенящую тишину зрительного зала - настоящим показателем успеха. Бывает, в зале кашляют, роняют номерки, шелестят обертками шоколада, звонят телефоны, это показатель какой-то ошибки внутри спектакля На нашем "Маскараде" в зрительном зале была тишина. Не мертвая, а живая. Творящая тишина. Зрительный зал был заполнен до отказа. Ни один зритель не покинул театр. Зрители инстинктивно пытались податься вперед, ближе к сцене, непосредственно включить себя в происходящее. Мы завидуем вашему городу, у которого такой удивительный зритель.

- Может быть, Вы несколько идеализируете нашу публику. На "Маскарад" билеты продавались медленнее, нежели на другие, "громкие" спектакли. Но все билеты были раскуплены - ни одного свободного места. По всей вероятности, пришла публика, которая специально готовила себя именно к "Маскараду", к Лермонтову.

- И все таки

- Расскажите, где и у кого Вы учились?

- Я поступал в ГИТС, на режиссерский курс, предполагалось, что им будет руководить Анатолий Эфрос. Экзамены у нас принимала Мария Осиповна Кнебель, она была тогда завкафедрой. Вот она привела к нам и представила Андрея Алексеевича Попова. Марию Осиповну, преподававшую теорию режиссуры, и Попова, занимавшегося с нами практически, мы считаем своими учителями. Все, кто учился на нашем курсе, стали мастерами театра. Все - известные режиссеры, руководители театров в Москве, Петербурге, Туле, Шауляе, в Испании, Вьетнаме, Мексике, Болгарии (половина курса была из других стран). На режиссуру принимали людей, прошедших школу жизни, имеющих образование. Известный ныне Анатолий Васильев окончил Ростовский университет, и был химиком по первой профессии. Борис Морозов преподавал теорию машин и механизмов в Челябинском политехническом институте. На курсе у нас были врач, филолог, переводчик. На нем курсе учились Иосиф Райхельгауз, Регина Степанавичюте. Я получил высшее театральное образование в Башкирии. Ходили на репетиции и спектакли к Эфросу, к Любимову, к раннему Фоменко в Университетский театр на Ленинских горах. На самые известные московские спектакли, бывали на всех литературных, музыкальных, художественных премьерах. Время было трудное, денег фактически не было, приходилось работать дворником. Я получил служебную комнатку в полуподвале. Вставал в пять утра, колол лед, расчищал от снега тротуары, мел улицы. В мою "дворницкую" набивались все, весь курсовой народ. Жарили картошку, спорили, смотрели чемпионаты мира по хоккею. Все были открыты, сердечны. Всех нас связывали и наши дипломные спектакли, и наша любовь к Мастеру, к Андрею Алексеевичу Попову. А по утрам я был снова с метлой - моим участком была знаменитая улица Грановского, где жили члены Политбюро и руководители государства. Мне доводилось по утрам беседовать с Михаилом Сусловым, Микояном, Андреем Кириленко, Николаем Подгорным Они отвечали на мои вопросы. Я представлял, что каждый из них почитает за честь поздороваться с молодым дворником!

- Какие проблемы современного театра обсуждались на Генеральной Ассамблее Международного Института Театра?

- Самые животрепещущие. По какому пути пойдет развитие театра? Вечные проблемы - театр представления и театр переживания. Театр декларативный и театр психологический. В театре представления - человек и герой зафиксирован раз и навсегда. В театре психологическом происходит развитие душевных движений, это самое сложное в искусстве актера и режиссера. Выступали профессора, режиссеры-практики, специалисты театра из Бельгии, Дании, Англии, Швеции и многих других стран. Снова говорили об опыте и школе Станиславского, Михаила Чехова. Сегодня в мире есть движение к психологическому театру, к его развитию и углублению. Мой друг Анатолий Васильев в своем выступлении делился своими тревогами. Он говорил о том, что сегодня и у нас в России, и в мире происходит девальвация режиссерской профессии. Парадоксальный процесс, когда в режиссуру приходят люди, не владеющие этой профессией и не созданные для нее. Часто это актеры, жаждущие ставить спектакли. Режиссура - это особое дело. Это не столько профессия, сколько склад ума, образ мышления. Приходят люди амбициозные, наглые и невежественные. Некоторые гонятся за авангардистскими новациями. Но если в спектакле нет живой души и биения человеческого сердца, любые новации через десять-пятнадцать минут станут неинтересны. Происходит и девальвация актерского искусства. Актер считает, что он самодостаточен, что нет никакой нужды загружать себя излишними, с его точки зрения, заданиями. За этим обнажаются другие беды - обеднение слова, речи, утрата духовного богатства, которым всегда славился русский психологический театр.

- Выживет ли в таких условиях русский психологический театр?

- Подлинная культура так или иначе, всегда выживает. Даже в катакомбах. Но уповать на катакомбы не хотелось бы. Наши традиции плодотворны и неисчерпаемы. Но сегодня мы переживаем чудовищное наступление массовой культуры, которой не нужен живой человек с его истинными болями и бедами. Происходит подмена истинных ценностей ложными. Развернута агрессия масскульта против традиций русского репертуарного психологического театра, против классики, с явной целью уничтожить их или выхолостить их гуманистическую сущность. И режиссура делает многое для того, чтобы дать "стертого" человека. Вне его кричащих противоречий. Разрушается сознание человека, которому навязываются фальшивые ценности, стереотипы и ориентиры жизни.

Помню, как мы были с Михаилом Ульяновым в Венесуэле, в одной из творческих поездок. Под Каракасом мы видели, как развлекаются "новые русские". Бросают в бассейн бумажные купюры - доллары и прыгают в них. Так они показывают всем, что "купаются в деньгах"! Буквально. Даже венесуэльские богачи крутили пальцем у виска. Наши "новые" вовсе не сгорали от стыда. Купцы-самодуры Островского могут, как нынче говорят, "отдыхать". 

Нынешнее время, безусловно родит будущих настоящих художников. Но должна созреть и общественная атмосфера, в которой родятся новые Островский, Гоголь, Салтыков-Щедрин, так необходимые современному театру.

Беседовала Маргарита ВАНЯШОВА

Маргарита Ваняшова - "СЕВЕРНЫЙ КРАЙ", 10 октября 2008 года