• banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Клелия Поленова

о спектакле "Очень простая история"

 

Простая история жизни, или Заговор животных.

Клелия Поленова

Пьеса, к которой обратился Оренбургский театр драмы, своеобразна и насыщена философскими вопросами о жизни и смерти, любви и преданности, о пересечении жизненных путей людей и животных. Это "Очень простая история", написанная современным драматургом Марией Ладо и имеющая уже несколько десятков сценических постановок по стране. Однако это обстоятельство ничуть не смутило художественного руководителя театра народного артиста России Рифката Исрафилова, решившего поставить для оренбургского зрителя неожиданный спектакль, по-новому рассказать совершенно простую историю.

В оренбургском театре пьеса жанрово преобразовалась в притчу о любви. Это своеобразие жанра позволило представить жизненные явления персонажей в ином ракурсе. Художник-постановщик заслуженный деятель искусств России Тан Еникеев создал на сцене трехуровневую декорацию - хлев, чистилище, космос. Тамара Пикулева каждой сцене спектакля нашла верное звучание и в целом получился своеобразный музыкальный образ постановки, в котором мистическое сосуществует с реальным, а песню, начатую на Небесах, подхватывают на Земле и несется она под гармошку над хлевом, залом, миром

Итак, несколько слов о сюжете. Даша и Алексей - юные влюбленные. Неожиданная беременность дочери вызывает у ее родителей предсказуемую реакцию: кто отец ребенка - соседский оборванец, сын пьяницы - аборт делать не поздно, значит, собирайся. А отец Алексея, наоборот, счастлив от одной лишь мысли, что скоро на свет появится крошечный человечек. Животные из хлева, свидетели отношений хозяйской дочки и соседского паренька, а затем сложных разговоров о необходимости аборта, постепенно вникают в ситуацию, но не могут понять ее - настолько не естественным и ужасным кажется им человеческое желание избавиться от другого человека, пусть и совсем маленького. В спектакле представлена яркая галерея домашних животных и каждый образ со своей историей, характером, символом - достоин отдельного разговора. В общем, Сосед понимает, что его репутация мешает сыну жить, он уходит из своей жизни, дабы уступить место жизни нового человека. Появление на свет внучки становится благостным явлением для всей семьи. Сосед-ангел, невидимый живым персонажам, радуется вместе с ними.

Сразу скажем, что медицинская тема не выходит на первый план, режиссера волнует другое - "закрытые глаза совести, черствость человеческой души, от чего даже сознание животных оказывается чище и благороднее человеческого".

"Животные все понимают - ответить не могут, - говорит режиссер-постановщик спектакля Рифкат Исрафилов, - но животный мир обладает другой системой объяснений, а люди не всегда понимают их. Животные чувствуют жизнь на другом уровне, они первые предчувствуют глобальные катаклизмы".

Все животные хлева преданы и любят своих Хозяев, иначе не может быть в их представлении. Артистам удалось настолько тонко и характерно передать образы своих персонажей, что, кажется, и без макетов животных они были понятны.

Корова Зорька в ожидании теленка (засл.арт. РФ Зинаида Карпович, Наталья Лвриненко), она грузна и неповоротлива, бесконечно добра, она - кормилица семьи. Смысл ее жизни давать Хозяйке молоко и каждый год рожать телят. Обе артистки передают и коровью пугливость, и какую-то умиротворенность.

Лошадь Сестричка (нар.арт РФ Александра Жигалова, засл.арт РФ Изольда Лидарская) - старая труженица, помогает Хозяину в поле, много чего повидала за свою жизнь. И какой отчаянной смелостью наполняются ее глаза, когда появляется возможность умереть за человеческого детеныша! В ее слишком длинной жизни появился смысл совершенно иного уровня - героического.

Свинья (арт. Мария Губанова) набирает вес, она влюблена в Хозяина и мечтает о крыльях. Этот образ, кажется, самым ярким из всех животных. Может быть, потому, что сбывается ее мечта, но какой ценой?

Пес Крепыш (арт. Дмитрий Гладков) - везде бегает, все знает. Он друг. Артист пластичен и характерен в своем ролевом рисунке, передающем и повадки, и интонации пса, и настроение.

Петух (арт. Сергей Шахмуть) - поклонник радио, его мозг напичкан всякими заумными словами и набором строчек из новостей и песен. Это самый комичный персонаж спектакля и благодаря ему снимается нарастающее напряжение.

Возникало удивительное ощущение, что эти простые, по сути, не далекие животные со всеми своими собачьими радостями и примитивным мышлением, дают урок нам, людям, умным и образованным, о том, что действительно есть ценного в жизни, о том, как важно Человеку не сбиться с истинного пути.

Хозяин (нар.арт РФ Андрей Лещенко) и Хозяйка (засл.арт. РФ Наталья Беляева, Алсу Шамсутдинова) - люди труда. Свадьбу и беременность дочери Хозяин воспринял именно, как возможность для Соседа-пьяницы сесть ему на шею. И этот момент его волнует более, чем чувства дочери, чем жизнь будущего ребенка. Есть вопросы, ответы на которые принципиально подтверждают наличие в человеке духовного начала. Эти ориентиры сбивать нельзя, иначе грозит катастрофа всему человечеству. Животные первые чувствуют эту опасность и пытаются предостеречь своих Хозяев.

Когда Хозяин выводил Свинью "погулять", а она пылала от счастья, что вот-вот сбудется ее мечта, не покидало ощущение нашего великого обмана в отношениях с животными. Если артистка Маша Губанова каждый раз будет играть эту сцену с огромными, влажными от предчувствия счастья глазами, разливаясь словами восторга и любви, полные гордости и радости, при этом меленько семенить ножками на кокетливых каблучках и придерживать соломенную шляпку - большая часть зрителей определенно будет покидать зрительный зал вегетарианцами. Закладывал ли режиссер и это в свою постановку? Но желание перемен возникает очень сильное.

Вот вопрос, если нам жаль Свинью, Хозяйка жалеет Корову, которая вот-вот должна отелиться, то почему бывает не жаль Человека. Оксюморон. Жизнь Человека - разумного, родного, кровного - почему-то не ценится. Человеку легко найти массу убедительных причин, чтоб не родится новому Человеку, но разумной - ни одной! Это сразу понимают животные, человек же понимает потом. Ведь внучка-то для всей семьи стала настоящим счастьем. И никто подумать не смеет, что ее могло бы и не быть.

Для того, чтобы кто-то родился, должен кто-то умереть Библейская мысль о зерне, упавшем в землю, которое должно прежде погибнуть, чтобы возродился новый росток, понята животным миром буквально. Это нарочитое упрощение автором христианской идеи и есть понимание жизни животными, которые сформулировали для себя и Соседа задачу, понятную им, осветлили ее благой целью - спасение детеныша - и искренне поверили в необходимость чьей-то смерти. Практически, состоялся заговор животных, внушивших Соседу мысль о самоубийстве.

Однако в этом спектакле нельзя воспринимать все буквально, так и самоубийство Соседа - это, скорее, подтверждение его способности к жертве, тот самый принципиальный ответ Человека на вопрос, что он есть. Вспоминается еще французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Во Вселенной от предчувствия смерти появлялась черная дыра и если вдруг судьба спасала ожидаемого смертника, эту дыру должна была закрыть чья-то чужая жизнь. Думается, эти аллюзии неслучайны. Существует неосознанная перекличка идей в сознании простых людей, животных, великих философов. Это происходит на космическом уровне, уровне Бога, того Другого, отношения с которым, по Сартру, изначально конфликтно. Путь к взаимопониманию - чистота души, те самые "открытые глаза совести".

Метафора действий и поступков персонажей наполняет сосуд Метафоры-образа всего спектакля, создавая ощущение очень непростой тайны нашего бытия. К концу постановки возникает ощущение, что вообще вся эта история поведана Соседом. Все говорящие животные, летающая Свинка - могли возникнуть только в его сознании. А мы, зрители, увидели эту историю, как довелось увидеть ему, свидетелю заговора животных.

Примечательно, что образ Соседа (засл.арт РФ Олег Бажанов, Владимир Бухаров) не решается в ракурсе обычного деревенского пьяницы. "В нашем случае, - отмечает режиссер, - Сосед - не пьяница, а человек чистой души. Да, перебороть себя не смог, но остался чист душой. Есть поступки страшнее пьянства".

Горький неудачник Сосед вовсе не идеализируется в спектакле, его страсть к выпивке все же уходит на второй план. По сути, Соседу доверены самые лучшие качества человека - способность любить, не убить - он сохраняет чистоту души, в христианском смысле "детскость" восприятия жизни. Вот если бы не эта его слабость к "зеленому змию", он сохранил бы еще и ответственность за сына, которого осиротил еще при своей жизни. Есть ли оправдание этому? И можно ли его самоубийство назвать искуплением? На мой взгляд, это самый сложный и противоречивый образ спектакля. Обаяние и мастерство артиста-исполнителя Олега Бажанова не позволяет зрителю "бросить камень" в его персонажа.

Сосед в исполнении Владимира Бухарова кажется простоватей, его образ не воспринимается с той глубиной, которой наделил своего Соседа Олег Бажанов. Однако в этой своей простоте он органичней вписывается в общество обитателей хлева. И если один Сосед серьезно осознал необходимость свершения своего последнего дела в этом мире, то другого, скорее, подвигло отчаяние от осознания собственного бессилия.

Алексей и Даша, молодые родители, просто обязаны учесть все ошибки своих родителей, чтобы и через 20 лет любить друг друга и не почерстветь душой. Собственно, спектакль об этом. И эта очень простая история из жизни есть притча о любви.

Кстати. Интересно, насколько эта история автобиографичная? Автора пьесы зовут Мария и отчество у нее Алексеевна. Если и ее маму зовут Даша, а деда Паша (а то, что она любит животных факт общеизвестный) - неплохая получилась история ее рождения?!

Клелия Поленова