• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева

о премьере

 

Премьера Оренбургского государственного областного театра драмы им. М. Горького "Бесталанная" по пьесе украинского драматурга XIX века Ивана Карпенко-Карого в постановке народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ Рифката Исрафилова, наверное, стала главным событием мая в культурной жизни города.

Спектакль потрясает всем! В постановке исполняется около 30 украинских песен, очень чисто, нежно, красиво, за что поклон музыкальному руководителю спектакля Тамаре Пикулевой, которая подобрала песенный репертуар, денно и нощно пела его с артистами и студентами ОГИИ, занятых в спектакле. Хор, подобно хору греческих трагедий, помогал развиваться действию, радовался, веселился, сопереживал героям постановки и плакал вместе с ними. Режиссеру-постановщику спектакля народному артисту РФ Рифкату Исрафилову удалось добиться гармонии в синтезе украинских народных песен и драматического действия, когда все в меру и всему свое время. Обычный бытовой сюжет на сцене театра развивался в ирреальном контексте. Чувства, жизнь, поступки, судьба каждого персонажа становились достоянием космоса, которому интересен каждый отдельно взятый человек.

Художником-постановщиком спектакля является заслуженный деятель искусств РФ Тан Еникеев, а балетмейстером-постановщиком лауреат премии РБ им. Салавата Юлаева Ирина Филиппова. Декорация постановки вначале скрывается за супер-занавесом, но когда он раскрывается, зрители попадают в атмосферу украинской деревни с избами, плетнями, лавками. Вдали блестит Днепр, видны избы, звездное, темное небо и завершает живописную картину желток луны - вот такая совсем гоголевская зарисовка.

В основе сюжета любовная история Гната и Варьки, в которой есть ревность, самообман, демоническая страсть, приводящая к трагедии - София, любящая жена Гната, погибает от переполняющего его чувства злости и отчаяния. Но также в пьесе есть мать Гната - всегда злая и недовольная свекровь и отец Софии (народный артист РФ Андрей Лещенко и заслуженный артист РФ Юрий Труба) - старик, справивший молодоженам хозяйство и прибывший доживать свой век с ними. Кстати, узнать Андрея Федоровича Лещенко в этом образе было непросто даже заядлым театралам. Каждое его слово, движение, дрожь в руках передавали боль и отчаяние за дочь. Он был по-стариковски добр, мудр и немощен.

Линия каждого героя существует наравне с другими, настолько животрепещуще они выписаны автором и воплощены в спектакле. Тема злой свекрови нашла живую поддержку зрительного зала. Действительно, кому это чувство незнакомо? Так или иначе, мы о нем знаем, слышали или живем с ним. Заслуженные артистки РФ Зинаида Карпович и Надежда Величко по-разному раскрывают характер своей Ганны. Одна - очень шумная, крикливая, разыгрывающая целые представления на любое событие в доме, другая - более высокомерная, с затаившейся злобой. Но обе не понимают одного: нельзя так грубо и самозабвенно вмешиваться в молодую семью, разрушать светлые чувства, подстрекать к разладу. Первоначальное название пьесы было "Кто виноват?". Со временем автор отошел от него, однако тема этого вопроса звучать осталась.

Варька - та самая роковая красавица, не давшая Гнату возможности забыть ее, женившись на Софии, - и в исполнении заслуженной артистки РФ Натальи Беляевой, и в исполнении Ирины Прохоровой была яркой, страстной, убедительной. В сердце Варьки пылает пожар из страсти, любви, обиды, мести - всего, на что способно девичье сердце, не ведающее разума. Варька - водопад чувственности, перед которым не устоял Гнат (арт. Сергей Шахмуть), хоть и пытался не захлебнуться в нем, спасаясь в объятиях Софии, у деревенского знахаря. Но не устоял. Сергей Шахмуть на вопрос о своем герое как-то сказал, что у человека должна быть одна-единственная любовь на всю жизнь, если это не так - разрушается личность. Мудрое замечание, тем более из уст молодого артиста!

София (арт. Мария Губанова, Елена Петрова) - тихая, скромная, домашняя. Она расцветает любовью к Гнату, но не может заменить ему Варьки. В этом ли ее бесталанность? Иван, отец Софии, глубоко переживающий смерть дочери, называет ее бесталанной. На этом и завершается пьеса. Но режиссер финал спектакля выстраивает иначе. Та печаль и тоска о Софии, о судьбе ее отца, Гната затаится в сердце зрителя, но не поселится в нем: на сцене залихватская песня и танец - история рассказана, а жизнь продолжается.

Оренбургский театр драмы идет по пути формирования новой театральной эстетики, путь тернист, но светел. Художественный руководитель театра Рифкат Исрафилов убежден в его перспективности. Последняя премьера театра - тому подтверждение!