• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Татьяна Шаповаленко "Оренбуржье" 14/10. 2009 г.

о пошивочном цехе театра

 

"Играет не костюм, однако " - так говорят в театральной среде. Действительно, зритель встречает актёра на сцене прежде всего по одёжке. Корреспондентам "Оренбуржья" удалось попасть, пожалуй, в самое интересное место оренбургского драмтеатра и разузнать все секреты изготовления театральных нарядов.

В пошивочном цехе я ожидала увидеть много интересного: роскошные платья императриц, костюмы рыцарей, яркие убранства. Но нас встретили столы с кусками материи. Портные вовсю работали над костюмами для нового спектакля. Читателям "Оренбуржья" приоткроем секрет: новая постановка называется "Честный аферист", её премьера планируется на конец осени. В сюжете - повествование о двадцатых годах прошлого века. Наряды,

говорят портные, шить довольно непросто из-за обилия оборок, кружев, мелких деталей, мехов. Но мастерам из пошивочного такое не в первой. А вот самый сложный наряд начальник цеха Евгения Минько не забывает уже двадцать лет:

- Это было платье Марии Стюарт для одноимённого спектакля, шили мы его ужасно долго. Ушло шесть метров ткани, было использовано много мельчайших деталей. Зрители оценили.

Вообще, говорит Евгения Егоровна, исторические костюмы шьются довольно легко. Они понятны. А вот на счёт современных нарядов часто возникают разногласия с художником-постановщиком. Каждый театральный костюм начинается с его замысла. В иллюстрированных энциклопедиях моды он ищет, как выглядел тот или иной персонаж, затем даёт эскизы пошивочному цеху. Отдел снабжения обеспечивает тканями и фурнитурой.

- Самое сложное в нашей работе, - поясняет главная по цеху, - понять замысел художника. Ему не понравились, например, оборочки на платье, как было в спектакле "Страсти по Насте", так мы несколько раз их перешивали! А иной раз и перекраивать костюм приходится. Бывает и так: второстепенный наряд получился ярче и заметнее, чем у главной героини. Так не должно быть. Тогда убираем какие-то детали с второстепенного.

Иногда актриса, примерив платье, возмутится, мол, я в нём очень толстая, давайте немного талию утянем! Или декольте захочет поглубже. Такие вещи обязательно обговариваются с художником-постановщиком, который контролирует образ актёра вплоть до пуговицы.

А вообще, как сделала вывод за свой двадцатилетний опыт работы Евгения Егоровна, по примерке можно узнать перспективы молодой артистки. Если ей важно не сколько сыграть роль, сколько покрасоваться на сцене в красивом платье, то долго в театре она не задержится. Та же, которая с благоговением примеряет наряд, наверняка будет хорошей актрисой.

За пару месяцев до премьеры в цехе спокойно - раскраиваются ткани, неторопливо стучат швейные машинки. А вот за несколько дней до генеральной репетиции здесь, как правило, творится настоящая суматоха - портные нередко остаются на ночь, на все выходные, лишь бы успеть сделать последние стежки. Ну а если уж дел совсем невпроворот, то часть вещей отдают своим коллегам в ателье. По-разному ведь бывает. На один спектакль, например, "Мамапапасынсобака", нужно всего пять костюмов. А на "Бесталанную", например, около двухсот! Попробуй, успей за каких-то два месяца!

В цехе одежда рождается, а вот где действительно настоящее скопление нарядов, так это на складе. Когда спектакль списан (то есть его не будут больше показывать вообще), костюмы попадают именно сюда. Тут огромные вешала с различными кафтанами, платьями, пальто Некоторые из них так и висят до своей дряхлости, кое-какие перешиваются, часть идёт для массовки.

Меня всегда интересовало, как мастерам удаётся создать эффект поношенной, грязной вещи. Ну не топчут же её ногами, в самом деле!

- Ещё как топчут, - раскрывает закулисные секреты портной лёгкого женского платья Валентина Щёголева. - Потёртости наждачной шкуркой делаем. Белую ткань "старим" чаем: кладём костюм на пару часиков в ведро с заваркой. А если нужно "испачкать" только часть костюма, его затемняем краской из баллончиков. Таким же образом создаются и "выгоревшие на солнце" вещи. Получается натурально!

А как создаются объёмные вещи, к примеру, гигантские носы, огромные животы? Для этого есть бутафорский цех. Заведует им Оксана Репникова. Здесь придумываются облачения таким персонажам, как беременная корова или Карлсон. Работа ещё та: не один день уходит на пошив какого-нибудь уха. Из поролона вырезается заготовка, вызывается "на примерку" актёр. Изделие обшивают материалом, рисуют складочки. Важно, чтобы ухо и лицо были одного цвета, идёт согласование с гримом. Готово! Но после репетиции актёр жалуется, что ухо жмёт. Придётся переделывать

Зрители, как правило, смотрят с восхищением на костюмы актёров. Некоторые после спектакля даже идут к портным и просят сшить такую же юбку, как у главной героини. После премьеры есть немного времени, и мастерицы соглашаются, радуясь, что зритель по праву оценивает их работу.

Татьяна ШАПОВАЛЕНКО

 

Татьяна Шаповаленко "Оренбуржье" 14/10. 2009 г.