• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Клелия Поленова, интернет-портал "Уфанет"

о спектакле "Невидимый любовник"

 

Премьера в театре драмы - "Невидимый любовник"!

Комедия "Честный аферист", к которой обратился Оренбургский театр драмы для постановки на сцене, написана немецким писателем-экспрессионистом, поэтом и драматургом Вальтером Газенклевером в 1927 году. Комедия "Ein besserer Herr" (в переводе на русский: "Деловой человек", "Честный аферист") со времени премьеры во Франкфурте в 1927 г., была поставлена почти 90 раз на различных сценах мира и долгое время занимала особое место в немецком театральном репертуаре как "изысканная бульварная пьеса".

Мы знали Газенклевера по вольному переводу Алексея Толстого, он значительно переработал многие сцены, сократил диалоги, ввел новые эпизоды, а последнюю сцену полностью изменил. В итоге получился "Делец" - пьеса с теми же героями, но совсем о другом. Кстати в 1980-х гг. "Делец" А. Толстого шел и на оренбургской сцене.

Некоторые театры, обращаясь к постановке Газенклевера, называли свои спектакли: "Деловой человек", "Луи Компас, или Деловой человек", "Делец" Примечательно, что по этим названиям уже можно предположить об акцентах и приоритетах постановки. И в самом деле, кого называть дельцом в этой комедии - господина Компаса, успешного и богатого бизнесмена, или Мебиуса - энергичного предпринимателя нового толка?

В основе оренбургского спектакля - литературный перевод Анны Атарщиковой-Костровой, которая, по сути, дала этому произведению новую жизнь на русской сцене. Режиссер-постановщик спектакля народный артист России Рифкат Исрафилов увидел в этой комедии, не смотря на ее атрибутику столетней давности, своевременность и современность мышления персонажей, мотивацию их поступков. По сути, в спектакле деловыми оказываются все персонажи - от господина Компаса до горничной Алины. Каждый пытается провернуть свое дело - большое ли маленькое - но предприимчивостью обладают все. Не это ли приоритетная черта человека новых экономических реалий?

Итак, замечательный актерский коллектив театра драмы представляет оренбургскому зрителю свою новую работу - спектакль по пьесе В. Газенклевера "Честный аферист" "Невидимый любовник". Это название родилось во время репетиций, и, кажется, спектакль успешно его оправдывает. Мебиус (арт. Сергей Тыщенко, Сергей Шахмуть), "обладатель большого мужского сердца", оказался способным вместить в него не один десяток женщин, одарить теплом и вниманием каждую и, соответственно, с каждой получить свой гонорар.

"Вы никогда не заглядывали в сердца тех, кто сидит по вечерам в своих комнатах? - вопрошает Мебиус. - Что делать этим беспомощным существам в нашем безжалостном столетии? Чему радоваться? К чему стремиться? Для чего жить? И тут прихожу я, насыщаю мечты, воспламеняю остатки поэзии, не востребованные маховиками станков. Я - невидимый любовник, героический автор писем "

У Мебиуса все было налажено на высшем уровне. Еще бы! Картотеку одиноких дам вел бывший налоговый служащий, скрупулезный в делах еврей Распер (засл.арт.РФ Сергей Кунин). Мебиус знал, что сказать, кем предстать и каким образом добиться желаемого. Дамы знали его разные биографии, и для каждой он был неповторим. Пока вдруг неожиданно наш герой не влюбился в очаровательную девушку Лию Компас (арт. Мария Губанова, Ирина Прохорова) (по случайному совпадению - дочь известного богатого предпринимателя господина Компаса). Мебиус в смятении, он во власти совершенно не знакомого чувства, и писать красивые любовные послания больше не в состоянии. Его делопроизводство вмиг рухнуло! Однако все заканчивается хорошо. Всю свою предприимчивость, которую высоко оценил сам господин Компас (засл.арт. РФ Владимир Бухаров, Борис Круглов), Мебиус направит на освоение Африки. А Лия Компас "прилагается к договору".

Вот такой терминологией пользуются герои комедии в ведении своих дел -профессиональных, семейных или любовных. Сцена первой встречи Мебиуса и господина Компаса - интеллектуальная дуэль двух людей одного поля, с той лишь разницей, что один еще не столь богат, а другой свой капитал уже заработал. Эта сцена выстроена так, что каждая фраза, брошенная как бы невзначай, оказывается объемной. Артисты разыгрывают шахматную партию, в которой каждый неверный шаг может обернуться крахом надежд. Господин Компас пытается разоблачить Мебиуса и следует уже проверенным путем, однако он никак не ожидал, что Мебиусу знакомы эти пути, и он готов их использовать против самого Компаса. Да, этот парень не услужливый Секретарь, готовый выполнить любой приказ, даже снять штаны. Мебиус - достойный конкурент. И господин Компас в состоянии это оценить. Бизнесу действительно нужны свежие силы и молодая энергия!

Музыка (муз.оф. Тамары Пикулевой) стильно и красиво организовывает сценическое действие спектакля, задает тон, держит ритм, создает атмосферу.

Декорации (худ.-пост. засл.деят.искусств РФ Тан Еникеев) выполнены в деловом рациональном стиле. Встроенные шкаф, телефон, подвижные серые стены - это мир деловых людей нового времени. Замечательны костюмы героев - они богаты и стилизованы под время начала прошлого столетия.

Искать актуальность затронутых в спектакле тем и вопросов, думаю, нет смысла. Зритель почувствует все сам. Предпринимательство в спектакле - не инструкция к действию, а добрая улыбка, с которой создатели постановки говорят о жажде человека быть деловым во всем. Лишь любовь невозможно уложить в "прокрустово ложе" регламента, экономических показателей, курса акций... Зрители получат большое удовольствие, увидев на сцене игру любимых артистов! Спектакль дарит необычное настроение, и им хочется поделиться с Вами!

Клелия Поленова, интернет-портал "Уфанет"