• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Вильям Савельзон

о Величко Н. П.

 

Самое оптимистичное, исконно русское имя-слово, смысл которого не затуманен для нас библейским, греческим, латинским или варяжским происхождением.

Заслуженная артистка России Надежда Павловна Величко - оренбургская капитанская дочка. Отец из Краснохолма, мать из Воскресенки Октябрьского района. Отец окончил наше Оренбургское авиационное училище, капитан. И совпадение, нарочно не придумаешь: одна из первых ее ролей на оренбургской сцене - Маша Миронова в спектакле 1981 года "Капитанская дочка".

Множество людей слоняются по жизни только потому, что так до конца и не знают, кто они, в чем их предназначение на Земле. Величко из тех счастливцев, кому сразу выпало найти в жизни свое. Актриса, и никем другим быть не может.

Ей повезло и в том, что в 39-й школе Оренбурга у нее был учитель, что называется, от бога, Галина Алексеевна Кирпичникова. В драмкружке в самодельных инсценировках Надя играла все, что "проходили": Гоголя, Горького, ставили сценки из "Клопа" и "Бани" Маяковского. Надя, конечно, побеждала и во всех конкурсах и смотрах художественной самодеятельности. К тому же она окончила музыкальную школу N1 имени Чайковского. Так что она была готова к встрече с Театром.

В Оренбург на гастроли приехал Иркутский драматический театр имени Охлопкова. От актеров 17-летняя Надя Величко узнала, что объявлен дополнительный набор в Иркутское театральное училище. Тут можно сразу перейти к тому, что училище это Величко окончила с отличием, опустив промежуточное, что-нибудь вроде "она долго не решалась и колебалась, но потом все же, охая и ахая, поехала в далекую Сибирь". При всей внешней женской слабости она всегда хозяйка своей судьбы.

Так было и потом, когда, уже заняв прочное место в труппе Оренбургского драматического театра, она поступила в ГИТИС, на заочное отделение. В июне родила второго сына, Андрюшу, разница со старшим, Димой, десять лет, а в сентябре играла дипломный спектакль. С младенцем там, в Москве в это время нянчился муж, Владимир Борисович Ершов, врач и верный спутник по жизни. На банкете один из первых тостов был в его честь.

Ей многое дано от природы. Прежде всего - магия таланта, которую не сыграешь, не сымитируешь и даже не воспитаешь в себе. Или она есть - или ее нет и не будет. Ведь все искусство существует на "чуть-чуть". Есть магия - возьмешь зал хоть легким движением брови. Нет - рви страсти в клочья, но зал будет холоден и нем.

Но многое она и постигала, раздумывая над сутью своей древней и одной из самых интересных профессий. Театр - это проповедь или развлечение? И стоит ли вообще ставить вопрос так непримиримо? А сколько существует, к примеру, Дездемон? "Как сколько? - скажут многие. - Одна". А, может, думает Величко, столько, сколько актрис, игравших эту роль? У каждой - своя Дездемона. Или еще больше: столько, сколько зрителей видели спектакль "Отелло"? У каждого зрителя - своя героиня Шекспира.

Она поняла, что актер - может быть, важнейшее звено в цепочке, начало и конец которой драматург - зрительный зал. Пьесу, в конце концов, потенциальный зритель может и просто прочесть. Но пока не возьмет посредине за руки драматурга и зрителя актер - не проскочит эта объединяющая искра искусства.

Актер, если он профессионал, - а непрофессионалам в театре делать нечего, только жизнь напрасно переводить, - постигая роль, проходит стадии от "не я", "не совсем еще я", "теперь я все больше погружаюсь в это мое новое я" до "теперь я - это мой герой, и наоборот".

Тут только и можно сделать шаг из-за кулис под софиты сцены. В одном из интервью на вопрос "За какую роль вы себя уважаете с точки зрения создания образа?" она ответила с юмором: "За Варвару в "Егоре Булычеве". Перед спектаклем ко мне в гримерку муж заглянул, а я уже в костюме, в парике, в образе; он сказал: "Простите!" - и закрыл дверь". Но в то же время надо помнить: великий Шаляпин рассказывал, как пел Бориса и так вошел в роль, что начало сдавливать горло и стали проситься слезы, и он силой воли вытащил себя из этого сверхглубокого погружения. Найди, ощути меру - и ты окончательно профессионал.

То, что удается Надежде Величко, ведущей актрисе Оренбургского драматического театра имени Горького. Звания - дело десятое, но все же хотелось бы, чтобы привычное "заслуженная артистка России" она поменяла на "народная артистка". Она этого достойна. Она тут не работает, даже не играет. Она, как говорили встарь, служит на театре.

Более ста ролей сыграла Величко на оренбургской сцене. Значит, кроме родного имени, у нее еще сто имен, лиц и характеров. Ее зовут Наташа (спектакль "Пусть не сойдется с ответом"), Лида ("Рядовые"), Варвара ("Егор Булычев"), царица Ирина ("Царь Федор Иоаннович"), Ольга ("Ночные забавы"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Настасья Филипповна ("Идиот"), донья Эльвира ("Дон Жуан"), Жозефина ("Корсиканка")

Рассказать о всех ее ролях Во-первых, для этого нужна целая книга. Во-вторых, рассказывать о ролях и спектаклях - значит быть в положении голодного человека, который довольствуется чтением меню роскошного театрального пиршества. Или пытается по гербарию представить аромат живого цветка. Но что делать? Придется полистать рецензии за многие годы и расспросить саму Надежду Павловну.

Она о своей этапной роли Раневской в чеховском "Вишневом саде": "В монологах Раневской я долго не могла найти нужную интонацию. А потом поняла: надо полностью уйти от того романтизма, что был органичен чеховскому театру и несовместим с "Вишневым садом" девяностых годов, когда мы ставили этот спектакль. Не восторженное "О, сад мой, весь-весь белый!", а драматическое, на грани трагедии: "О, сад мой, не умирай!" Вот что главное: не умирай, не исчезай, не разрушайся, душа человеческая! Пошлость жизни давит, но ты должен держаться, сопротивляться ей, пока есть силы!"

Можно добавить, что за эту роль актриса была удостоена премии "ОНАКО - театральным звездам Оренбуржья" 1977 года. А за роль Лауры ("Отец", А.Стриндберга) Величко получила премию "Оренбургская лира" 2002 года и была номинирована на Государственную премию Российской Федерации в области театрального искусства. Вот оценка московского критика Н.Д.Старосельской на обсуждении спектакля "Отец": "Изумительна работа актрисы Величко. Это очень тяжелая роль, это очень тяжелая пьеса. Актриса играет великолепно, она настолько точна, у нее так все, до взмаха ресниц, отработано, что от нее оторваться невозможно. Она ведет свою игру очень тонко и точно. Замечательный рисунок они с режиссером вместе нарисовали. В этом смысле спектакль абсолютно ювелирный, он просто как тончайшее кольцо сделан. Это спектакль, который надо видеть и слышать".

"О, как убийственно мы любим " - озаглавлена рецензия на спектакль "Коварство и любовь" 1994 года. Актриса играла леди Мильфорд. В ее исполнении леди - "прелестная, гордая, униженная, великодушная все-таки знает это блаженство - разрушать чужое блаженство. Но не коварство сильно в нашем спектакле - любовь себялюбива".

Роль Тамары из спектакля по пьесе А.Кутерницкого "Между чашей и губами" стала "Лучшей актерской работой 2004 года". Из рецензии Е.Павловой: "Тамару Николаевну, наверное, позволительно было бы назвать женщиной ординарной, если бы исполнительница этой роли заслуженная артистка России Надежда Величко не наделила ее святой материнской любовью. Не рассуждающая, не расчетливая, не ищущая благодарности, она наполняет спектакль, вызывая горячий отклик зала".

На свой юбилей Надежда Павловна выбрала премьеру 2007 года "Прощальная гастроль князя К." Это инсценировка повести Ф.Достоевского "Дядюшкин сон", театральная фантазия в 2-х действиях, как заявил в программке петербургский режиссер, он же инсценировщик А. Морозов. Величко играет Марью Александровну Москалеву. Легко было бы задумать и сыграть вульгарную, нахрапистую устроительницу счастья своей дочери, не сумевшую волей обстоятельств и интригами завистливой бабьей банды - "прокурорши", "приживалки", "полковницы", "кадушки", "егозы" и "балетоманки" облапошить маразматика-князя. О, сколько аплодисментов вызвала бы такая броская, заранее выигрышная трактовка, сколько утробного смеха!

Но Величко послушалась мудрого гоголевского "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" Да ее Марья Александровна выше всех героев спектакля, потому что, даже интригуя, напирая, идя ва-банк, она как-то не теряет человечности. Она мать, и этим все сказано и оправдано. Нет, не все. Дело в том, что она как-то непостижимо и в гуще схватки, и над ней. Всем, всем она знает истинную цену. И терпит поражение не только потому, что ее переиграли, а потому что, кажется, в конце понимает, что и не надо бы ей побеждать такой расплатой. Грустно и противно ей смотреть на все, что сама и затеяла.

Художественный руководитель и главный режиссер театра, народный артист России, лауреат Государственной премии Рифкат Исрафилов так оценивает свою ведущую актрису:

"Есть хорошая поговорка: тому везет, кто везет.

Надежда Величко - человек надежный и верный своему слову. На ней во многом держится репертуар театра.

Она и человек активный и инициативный. Обстоятельства, даже самые сложные, таких сломить не могут. В нелегкие 90-е годы она нашла творческое спасение, создав с помощью "Облкиновидео" театр-студию "Антреприза", игравший в кинотеатрах области. Для ветеранов и подрастающего поколения она написала и поставила композицию о Великой Отечественной, литературно-музыкальную, с использованием кинохроники. С ней она бесплатно выступала в городах и районах области. Награждена значком "Отличник культурного шефства над Вооруженными силами". Много лет она работает в президиуме областного Совета женщин.

Величко и человек творческий. Она всей своей жизнью воплощает завет Станиславского: "Пусть актеры отдадут своему творческому аппарату столько же внимания, сколько дарил его своему инструменту скрипач Страдивари".

С юбилеем, Надежда Павловна!

Вильям Савельзон