• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Юлия ТАЛЫКОВА, газета "Вечерний Оренбург"

о спектакле "Северный ветер"

 

5, 6 и 13 февраля в Оренбургском государственном областном драматическом театре им. М. Горького очередная премьера сезона. На суд зрителей художественный руководитель народный артист РФ Рифкат Исрафилов представляет философскую притчу «Северный ветер», которую написал наш современник Игорь Якимов – современный драматург. Пьесы Якимова только начинают осваивать театральные  сцены нашей страны.  Оренбургский театр – один из первых взял в репертуарную афишу его произведение. Зрители станут свидетелями удивительной  истории о взаимосвязи Добра и Зла, Любви и Ревности, Мужества и Слабоволия, Зимы  и Лета в душах людей. "Не делай добра, не получишь зла!" – известная  в народе поговорка.  А Иисус Христос говорил: «Твори добро! Не воздавай злом за зло!» Герой спектакля – молодой ученый Даль -  явился миру с Добром! Готов ли мир принять Его!?

Об этом и многом другом в интервью нашей редакции рассказал одни из исполнителей роли ученого Даля – актер Максим Меденюк.

 

- Максим, как Вы считаете, можно ли назвать вашего персонажа героем нашего времени?

- Сложный вопрос… я вот сейчас вообще подумал, а герой ли он? Неважно нашего времени или вообще. Герой ведь он должен в принципе, иметь цель, показывать пример, создавать определенную модель поведения. И, знаете, я понял, что она, вот эта цель, у Даля есть. По сути своей он ученый, который пытается все рационально понять, применить свои знания для реальной жизни, для построения определенной цивилизации. А если смотреть на этот образ глубже, то Даль – это посланник небес, его появление – это как второе пришествие Христа, который снова пытается спасти этот островок чистоты, которым является долина. Даль чувствует разницу между нравственностью и ее отсутствием. Соответственно, он старается жить по законам духовных и моральных ценностей. А что еще нужно для современного общества? Хотя бы эти пункты выполнить уже будет очень хорошо! Ведь воплощение этой идеи он подвергает себя серьезной опасности, а это уже героический поступок!

- А почему же будучи не только ученым, но и человеком, посланным свыше, он не просчитал для себя такого печального исхода событий, как в этом спектакле? Ведь в конце все заканчивается катастрофой –  погибает и  он и те, кто не принял его помощь…

-Он верил в людей, в их человеческое милосердие, в их духовные ценности. Он верил, что когда он уберет из их жизни холодный северный ветер и к ним придет тепло, они получат определенное благо, они смогут остаться людьми с большой буквы. А получилось вот так… И режиссер Рифкат Исрафилов ставил перед нами задачу показать, как люди превращаются в монстров под влиянием определенных обстоятельств. Ведь в финале они все идут этого ученого фактически убивать!

- А с чем, в твоем понимании, можно ассоциировать тот мир, полный холодного северного ветра, в котором живут жители долины?

- Они заложники определенных обстоятельств, когда внешний мир до них совершенно не доходит. В моем понимании, они похожи на староверов, которые живут как отшельники в глуши. Вот недавно я увидел сюжет про бабушку, которая живет совсем одна в тайге. Она знает, что где-то есть большой мир с его благами и цивилизацией. И что логичнее ей переехать туда, к людям. Но она делает сознательный выбор – жить, так как она привыкла.

- Однако, эта отшельница от помощи с большой земли не отказывается. А жители долины, о которой идет речь в спектакле, превращают человека принесшего Добро в своего врага, которого надо уничтожить?

- Она принимает помощь, но помощь минимальную. Чтобы ей накололи дров, привезли продукты. То, с чем она физически не может уже справиться. И в нашем спектакле все очень похоже. Жители долины минимальную помощь от Даля принимают. А потом, когда он, воодушевившись их поддержкой, решает им устроить счастливое будущее – они уже не могут принять столь масштабную помощь.

- После прочтения и в процессе репетиции у тебя появился свой, может быть не прописанный автором Игорем Якимовым, взгляд на своего персонажа?

- Здесь ведь очень много зависит от жанровой природы. Автор охарактеризовал свое произведение, как сказку в трех действиях. И сказка ведь подразумевает определенную сказочность происходящего действия и счастливую развязку. А когда с Рифкатом Вакиловичем мы начали разбирать этот материал, мы увидели такой глубинный смысл в этой пьесе! Там и чеховские мотивы прослеживаются, и шекспировские страсти. Потому что с каждым героем что-то да происходит такое, чего никогда раньше не было. Мой Даль – это человек очень целеустремленный, может быть даже немного фанатичный в хорошем смысле слова. Он готов идти до конца ради своей науки, ради поставленной цели. Он самоотверженный альтруист, готовый работать на благо других, помогать и он видит в этом великую цель – спасение. Даль идет на все, не заботясь совершенно о себе. И когда он, наконец, находит способ, как избавить долину от постоянного северного ветра он еще больше загорается своей идеей осчастливить всех с помощью науки и своих знаний. Он к своей цели идет уже просто напролом. И даже когда он встречает первое сопротивление от жителей долины, он пытается им объяснить, что это еще не конечный результат, что нужно потерпеть и всем станет хорошо и комфортно жить. А жители долины пытаются его обвинить, не желая слушать его разумных доводов. Но, даже это его не останавливает ученого на пути к цели. И даже когда его заточают в тюрьму, Даль продолжает верить, что эти люди строят определенную модель общества.

- Когда в его рациональную, наполненную наукой жизнь, вмешивается любовь к жительнице долины – Эли, это чувство ему больше помогает или мешает?

- Мой герой понимает, что это на самом деле любовь только в самом финале. У него, конечно, есть симпатия к этой девушке. Но, на протяжении всей пьесы для него главным являются не чувства, а его эксперимент, его наука. А в финале, когда он видит, на какие жертвы ради него пошла, Эли он осознает, что это настоящая любовь. И даже когда он понимает, что только Эли принимает его попытки сделать благо для всех он счастлив, что хоть один человек принял его и понял. Ведь Эли единственная, кто смог сохранить моральные и духовные ценности, не пошел на поводу у так называемого общества для него это уже победа. И дальше ему уже ничего не страшно.

- Как ты считаешь, в нашем современном обществе, может появиться человек похожий на Даля. Человек способный ради всеобщего блага способен пожертвовать собой?

- Не зря говорят, что благими намерениями выслана дорога в ад… Может быть, и  найдется такой вот Данко, который ради человечества вырвет свое сердце из груди, а потом по нему еще и ногами пройдут. А потом, спустя столетия о нем вспомнят, и он станет народным героем, ему поставят памятник. Такие люди уже приходили в этот мир. Можно вспомнить Галилея, которого за его знания сожгли на костре, а спустя время признали, что он был прав.

- Что ты хочешь, чтобы зрители вынесли для себя из этого спектакля?

- Каждая возрастная группа, я думаю, сделает свои выводы. Школьники пусть еще раз задумаются, что такое хорошо и что такое плохо. Что помогать другим все-таки нужно. Старшее поколение еще раз убедится, что любовь она спасает.

- В спектакле звучат песни Высоцкого…

- Музыка в этом спектакле несет очень мощную смысловую нагрузку. Рифкат Вакилович вместе с музыкальным руководителем Тамарой Пикулевой долго искали, то, что действительно органично впишется в повествование, и остановились на песнях  Высоцкого. У Высоцкого один текст чего стоит! Его песни – это и внутренний голос ученого, и отражением каких-то жизненные позиции Даля, а потом это внутренний голос вырывается и приобретает определенную самостоятельность и попадает в души людей. Ведь в свое время Высоцкий, как и персонаж спектакля, Даль, был послан человечеству для спасения, вот только услышать этот голос свыше оказались способны не многие…

Юлия ТАЛЫКОВА, газета "Вечерний Оренбург"