• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева, журнал "Страстной бульвар" (февраль)

о спектакле "Северный ветер"

 

Имя современного драматурга Игоря Якимова, живущего в Риге, победителя конкурса драматургии в 2009 году, пока мало кому известно, возможно, эта ситуация изменится с выходом сборника его  пьес, а еще благодаря постановке «Северного ветра» на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького. Оренбургский театр стал одним из первых  воплотителей этого произведения на театральной сцене.

Театр не один год шел к этому спектаклю. Замысел режиссера-постановщика Рифката Исрафилова  создать на сцене философскую притчу  креп немало времени. История нашей страны, история всего человечества изобилует событиями и характерами, изображенными в произведении.

Рифкат Исрафилов, режиссер-постановщик спектакля:

«Герой нашего спектакля Даль в своих поступках, в мотивации идентичен  Иисусу Христу.  Однако в нашем обществе по-прежнему судьба Праведника трагична. На проявление положительных и отрицательных качеств человека, конечно, влияет среда. Но доброта, призыв к доброму действию есть внутренняя сущность человека, заложенная природой, культурой и этикой. В современном обществе, к большому сожалению, утеряны традиции  любви, добра и доверия друг к другу. А ведь это когда-то было у нас! В спектакле нам  важно  в образах  персонажей представить  историю  развития цивилизации.  Современному миру нужен  новый герой, молодежи нужен ориентир – человек идеи,  способный изменить мир».

 Художник-постановщик Тан Еникеев  расположил  на сцене  «ледяные глыбы», на глазах зрителей тающие и переходящие в южный ландшафт. Погода стала олицетворением перемен в душе персонажей. Интересно одеты герои, их  зимние одеяния – отдельная история потерянного народа. Продуманно и решено в едином стиле все – от головных уборов до унтов.  Зато летняя одежда – прямая отсылка к современности: узнаваемые пляжные шорты, шлепки, майки да рубахи. Герои как будто становятся нашими современниками.

Музыкальное оформление Тамары Пикулевой, в основе которого любимые всеми песни Владимира Высоцкого,  передает  и радость, и тревожное ощущение от этих перемен. Ведь  не всегда они бывают к лучшему! А может, мы просто не готовы к ним… Песни Высоцкого – духовные переживания Даля или голос эпохи? Той эпохи, когда необходимо было прокричать: «Спасите наши души!»

Философская притча «Северный ветер»  – удивительная постановка, как для взрослой, так и для юношеской аудитории.  В ней много романтики и юношеского ощущения времени, дерзких поступков героев и радости большого чувства. Однако  в персонажах представлена не только радужная палитра человеческих качеств…

Говоря об образах пьесы, режиссерском видении этого драматургического материала, важно отметить игру актеров, которые воплотили на сцене характеры своих персонажей, выстроенные с режиссером в ходе продолжительных репетиций и выстраданные самими артистами. Конечно,  условия жанра притчи предполагают некую схематичность и типичность образов персонажей.

Даль (артисты Максим Меденюк, Дмитрий Татаринцев), действительно нарушил своим появлением  привычный ритм жизни жителей долины. Однако чувства досады и раздражения от суровых северных условий  в этом обществе уже назревали. С появлением ученого вскрылись затаенные качества человеческой натуры. И на глазах зрителей человеческая идиллия  разрушилась.

Бастиан (артисты Дмитрий Воропаев, Максим Калитов) – сильный и отважный охотник, влюбленный в  Эли. Он – незаменимый член общества долины, но не очень умен и трусоват перед тем же обществом. Бастиан вызывает сочувствие зрителей и своей простотой, и чувством неразделенной любви, и готовностью к самопожертвованию. Убедить его в своей вере было для Мельника самым сложным  и необходимым. Искусный психолог, он нашел нужные «кнопочки».  Мельник (заслуженные артисты РФ Владимир Бухаров, Сергей Тыщенко) - зачинщик бунта против Даля и верховодит мнением общества. «Яблоко раздора» Мельник, как эстафету,  подбрасывает Аннерите (артистки Наталья Лавриненко, Наталья Ренева) – та с удовольствием подхватывает  идею, ведь устранив Ученого и Эли, Бастиан останется, уж точно, с ней. Кузнец (заслуженный артист РФ Борис Круглов, Роман Ефимов), всегда ведомый, готов согласиться с любой мыслью соседа. Садовник (народный артист РФ Андрей Лещенко, заслуженный артист РФ Юрий Труба) не может быть против общества, даже если ощущает  душевный дискомфорт от принятого обществом  решения. В спектакле происходит  изменение   его социального статуса по нисходящей линии. Старика раньше слушали и считались с ним, а затем он стал одним из ведомых «сильного мира сего» Мельника. Эли (Альбина Демченко, Лейла Гусейнова)  полюбила Даля, наверное, это чувство помогло ей быть сильной и пойти «против общества».

Молодой ученый Даль, благодаря которому перестал дуть северный ветер и в долину пришла весна, научает жителей многим вещам «цивилизованного» мира, прививает им знания  своего мира, раскрывает простые  секреты жизнеустройства.

Казалось бы, тепло – живи и радуйся! Но…  Как тут не вспомнить Маркса с его фразой «бытие определяет сознание». Сознание жителей долины, в которой постоянно дул северный ветер, с приходом  тепла стало меняться, развращаться,  причем стремительно.  Вчерашние приятельские отношения становятся враждебными. Пропадает добрая взаимовыручка, условия  личной выгоды оказываются во главе угла при решении любых вопросов.  Микробы корысти, зависти, коварства в тепле начинают размножатся и затуманивать рассудок жителей долины. Даля и Эли спасает любовь. Они возвышаются над окружающими, и их сердца остаются светлыми. Но не укрыться им от  человеческого гнева.  Люди ощущают   необходимость  найти и наказать источник их  новых бед (им, конечно,  стал Даль), они чувствуют, что безвозвратно утратили нечто такое – родное и светлое – без чего жизнь в новых  теплых условиях не может наладиться. Это  история цивилизации, это притча о ней, это предостережение для нас.

«… И хотел как лучше, и сделал как лучше, и... ошибся. Люди почему-то перестали быть людьми», - понимает ученый. 

Людям, очерствевшим душой,  еще не поздно помочь?! Разорвут ли на мелкие части нашего героя или прислушаются к его словам обозленные жители долины? Да и вообще, успеют ли  они  спастись от вновь надвигающегося северного ветра? Финал пьесы остается открытым.  В финале же спектакля режиссер предлагает свое решение. Возможно, беспощадное, а возможно,  естественно вытекающее… Проведенная параллель с сюжетом картины  «Слепые» Питера Брейгеля, художника философа и реалиста,  приводит нас к пониманию и предостережению. Поступать, как общество решило, - одно из правил жителей долины. «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Не окажемся ли и мы в этой цепочке?!

Рифкат Исрафилов, режиссер-постановщик спектакля:

«Многие  в свое время  ругали Советский Союз. А сегодня те, кто ругал, более сдержан. Все-таки было много интересного для человека в то время. Важно было сохранить это, а мы утратили…  Люди должны понимать, куда они идут, к какому финалу.

К сожалению, человек остается слепым и глухим во многих вопросах.  А если  такой слепец начинает вершить чужие судьбы - неминуема катастрофа».

 

"Не делай добра, не получишь зла!" – известная  в народе поговорка.  А Иисус Христос говорил: «Твори добро! Не воздавай злом за зло!» Герой спектакля – молодой ученый Даль -  явился миру с Добром! "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Евангелие от Матфея 12:35).  Где грань между Добром и Злом, Любовью и Ревностью, Благодарностью и Ненавистью? Выбор есть всегда…

Зрителям была представлена не просто премьера спектакля, а премьера главных ценностей жизни – тех, о которых в суете сует мы забываем или считаем лишними и не нужными в реалиях современной жизни.  Персонажи постановки представляются вне времени, они типичны для  любой эпохи человечества. Даль – не просто ученый-экспериментатор, а  словно посланник небес, призванный помочь людям. Однако человеку свойственно непонимание этого Добра.   Созвучна с  Высоцким его судьба непонятого  и не принятого обществом.  Порой кажется, что наши нравственные приоритеты сместились настолько, что всем нам  пора остановиться и переосмыслить  человеческое в человеке. 

Мы все стремимся  к благополучию, но не всегда осознаем, в чем оно заключается. Возможно, наши представления о нем  ошибочны.  И возможно, благополучие   души, даже если при этом дует холодный северный ветер, значительно важнее тепла и вседозволенности. Но неужели человеку для сохранения человечности  необходимы столь экстремальные условия? Порой, хочется ощутить веяние северного ветра, чтобы  вспомнить и никогда не забывать, при любой погоде: все мы близкие друг другу люди и должны жить в мире. 

Мария Рябцева, журнал "Страстной бульвар" (февраль)