• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева

о "Вестсайдской истории"

 

На сцене Оренбургского театра драмы им. М. Горького состоялась премьера мюзикла Леонарда Бернстайна и Артура Лоренца «ВЕСТСАЙДСКАЯ  ИСТОРИЯ» в постановке народного артиста России, лауреата Государственной премии России Рифката Исрафилова.

Из истории произведения:

Мюзикл "Вестсайдская история" был создан в 1957 году Леонардом Бернстайном по пьесе А. Лоренца "История западной окраины". Это современная история любви Ромео и Джульетты в Нью-Йорке 60-х годов, где вражда новых Монтекки и Капулетти - американцев и пуэрториканцев - уничтожают двух любящих молодых людей. Но "вечный сюжет" был настолько талантливо перенесен в современность, что зажил своей собственной жизнью - "Вестсайдская история" стала классикой жанра. Музыкальная драматургия Бернстайна прекрасно передает все нюансы сюжета, мастерски обрисовывая комедию, трагедию, фарс. Постановка выдержала 734 представления. В 1961 году мюзикл был экранизирован режиссером Робертом Уайзом и сразу же стал событием, он завоевал десять (!) "Оскаров", в том числе за музыку и хореографию. 

После такого успеха мюзикл начал свое триумфальное шествие по всему миру. 

Первой постановкой мюзикла в России мы обязаны замечательному режиссёру ленинградских театров им. Ленинского Комсомола и БДТ Георгию Александровичу Товстоногову. С тех пор «Вестсайдская история»  ставилась  во многих театрах страны.

Ярким, громким, наполненным энергией и динамизма предстал  перед оренбургской публикой мюзикл «Вестсайдская история». В спектакле заняты артисты труппы театра и студенты сразу двух курсов  кафедры актерского мастерства Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.  Постановочная группа спектакля: режиссер – Рифкат Исрафилов, музыкальный руководитель – Тамара Пикулева, балетмейстеры-постановщики - профессор Московского театрального института им. Б. Щукина Ирина Филиппова и Наталья Ренева, художник-постановщик - Тан Еникеев.

Согласитесь, мюзикл на сцене драматического театра у многих может вызвать снисходительную улыбку. Но только до тех пор, пока эти многие не стали зрителями постановки. Профессиональные артисты и студенты органично существовали на сцене: сливались в танце, в песне, в драматическом действии. История войны двух американских банд середины прошлого века  - «Jet» и «Акулы» - пронизана духом нашего времени, болью современного общества. Исполнители главных ролей  Марии и Тони -  актриса Светлана Горшенина и студент IV  курса Максим Меденюк -  сумели  рассказать и спеть о своем  счастье  в мире неистовой вражды и жестокости.

***

Рифкат Вакилович Исрафилов, режиссер спектакля,  не скрывает, в процессе постановки «Вестсайдской истории» держал в голове мысль «На улице Советской». Мюзикл, сочиненный на американской земле в середине прошлого столетия,  действительно дышит  проблемами сегодняшнего российского  дня. И эта актуальность не в националистических войнах. Наш регион, к счастью, достаточно толерантен в этом вопросе. И не в наличии противодействующих банд: времена «бригад» все-таки в прошлом. Животрепещет тема потерянного поколения. В спектакле театра поднимается проблема «брошенных детей», отсутствие у них стремления к нравственному идеалу,  не признание авторитета власти….  Светлому чувству (любовь Тони и Марии)  суждено погибнуть. Противостоять насилию оно не в состоянии…  Но оно зародилось и своим светом, есть надежда,  озарило заблудившимся путь.

Примечательна тема взаимоотношений с миром «взрослых». Этот мир представлен полицейскими  - Шрэнком  (арт. Борис Круглов) и Крапке (засл.арт. РФ Владимир Бухаров), да этаким собирательным образом  зажигающего ди-джея (засл.арт РФ Сергей Кунин), остановившегося в своем развитии на уровне «всем привет!».  Нравственного ориентира нет  среди них!  Док (засл.арт РФ Юрий Труба) – пожалуй, единственный радеющий за судьбу молодых людей. Однако его призывы о любви и всепрощении тонут в презрительном смехе и остаются не услышанными. 

«Вестсайдская история» - попытка выйти на одну волну общения с молодым поколением. Без назиданий и увещеваний донести главную мысль сверхзадачи – спасти и сохранить!

ВРЕЗ С ФОТО

Режиссер-постановщик спектакля народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Рифкат Исрафилов:

- «Вестсайдская история» -  своего рода экспериментальный проект театра и института искусств. В постановке участвуют студенты настоящие и бывшие студенты института разных выпусков, ныне достойное пополнение труппы театра. Риск в любом эксперименте  всегда присутствует, главное, он должен быть оправдан. Мы ставили спектакль о молодежи и для нее, а также для всех, кого волнует наше будущее. Ведь современные молодые люди  во многом похожи на героев «Вестсайдской истории». Они подвержены дурному влиянию и многие поступки совершают под действием толпы. Но светлые чувства добра, любви никуда не девались, они лишь  притаились в них. Обнажить мир уличной  жестокости,  дать нравственный ориентир и сделать это ярко, зрелищно – так, чтоб достучаться, - гражданская позиция театрального искусства. 

К тому же «Вестсайдская история» - благодатный материал для артиста, возможность ярко проявить себя в профессии. Многие ребята неожиданно раскрылись и продолжают расти. На мой взгляд, наш эксперимент удался. Оренбургская  «Вестсайдская история» взволновала наших зрителей, а многих потрясла.

***

Доверив исполнение двух заглавных ролей молодым артистам, режиссер-постановщик  исходил не столько из педагогических  соображений (хотя это немаловажно в воспитании артиста), сколько рассчитывал на их талант, обаяние юности и, конечно же, профессиональные навыки. Светлану Горшенину зрители уже знают достаточно  хорошо.  Выпускница ОГИИ 2009 года, она органично влилась в труппу артистов театра и сегодня занята в доброй половине репертуара. А уж тот факт, что Светлана имеет музыкальное образование и красиво поет,  стал определяющим. Молодой, красивой, поющей, профессионально растущей  актрисе – роль Марии в «Вестсайдской истории».

Для студента IV курса ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Максима Меденюка, яркого и явно одаренного  юноши, роль Тони стала первой серьезной работой на сцене театра. К этому событию в своей творческой карьере Максим отнесся со всей ответственностью. Работая над образом, он раздобыл английский текст «Истории», восстановил свои пробелы в знании языка и постарался без опосредованного перевода проникнуть в глубины драматургического материала, поймать то неуловимое, что зачастую ускользает во всех переводных текстах. Видимо, ему это удалось. Прожив со своим персонажем  почти год, он воплотил на сцене образ искреннего юноши,  ритм жизни которого подчиняется  затаившемуся предчувствию, как в песне:

Когда придёт - день и час

Я узнаю тотчас,

Я - убеждён!

Вдруг оно скатится вниз - прямо с небес,

Свет в нём и блеск, 

Красок - бутон,

Но - что?.. 

Это  чувство предвосхищения и ожидания чего-то самого главного в жизни  свойственно герою Максима до конца сценического действия. Выстрел Чино прервал это волнующее  ожидание.

Чино в исполнении Дмитрия Воропаева  получился персонажем, ставшим игрушкой в руках судьбы. Его выстрел был сделан в состоянии полной отрешенности,  стал выполнением действия по некоему  фатальному плану. Студенту IV курса Роману Ефимову  предстоит  наполнить  этот образ своим содержанием.  Бернардо Дмитрия Гладкова, порой,  скуп в эмоциях, порой, хитер, порой молчалив… Такое нетипичное поведение для латиноса делает этот образ  еще более рельефным. О роли Бернардо студент  IV курса Давид Амбарцумян мечтал давно. Внешние данные молодому артисту придется подкрепить глубокой разработкой этого образа. Рифф Сергея Шахмутя смел и отважен,  его жизненной позицией является «война, как способ существования». Может быть, символично, что именно Рифф погибает первым.  Замечателен Антон Костин  в роли Пепе из «Акул»  - яркий, пластичный,  эффектный.  

Заслуживают внимания отдельные актерские работы студентов IV курса – Анастасии Сидоренко, Татьяны Вдовиной, Юлии Дмитриевой. 

Роль Аниты в спектакле – одна из самых драматичных. Для сотворения этого образа молодой актрисе  Анастасии Сидоренко пришлось много потрудиться.  Уверены, что эта роль – хороший задел на будущее постижение азов профессии и благодатная почва для дальнейшего роста.

Татьяне Вдовиной в роли Мочалки, пацанки из банды «Jet», удалось не только воплотить на сцене типаж подобных девчонок. Ее героиня, возможно неожиданно для самой себя, параллельно проживала жизнь своего сокровенного чувства симпатии (если не любви) к Тони. Предполагалось ли развитие этой линии  авторами мюзикла? Но драму неразделенного чувства и потери близкого человека мы, зрители, увидели и почувствовали. Суждено ли Мочалке надеть юбку, как того желает ей Тони в последней сцене их встречи? Это остается за рамками спектакля. Однако  думается, не канет в Лету пережитая ею трагедия. Надежда есть!

Девушку в красном платье из банды «Акулы» с чертовски горящими глазами,  пылающую неудержимыми  эмоциями,  в исполнении Юлии  Дмитриевой, пожалуй,  выделили все зрители. Из своей небольшой роли Консуэлы  Юлии удалось создать яркий образ вспыльчивой латинской красавицы.

Ярко проявили себя и студенты II курса – Альбина Демченко, Дмитрий Татаринцев, Дмитрий Хозин.

Конечно, ребятам еще предстоит расти, взрослеть, наполняться жизненным опытом и наблюдениями, но начало их сценической жизни  получилось достойным и многообещающим. Главное, не снижать планку профессиональных требований к себе. 

*** 

Музыкальный руководитель постановки Тамара Пикулева сделала все возможное и невозможное, чтобы вокальные номера в спектакле были  не только чистыми от фальши, но  и эмоционально заряженными, плавно перетекающими в речь героев. Вокальные репетиции  мюзикла начались  в спектакле ранее других. Необходимо было выявить и убедиться в состоятельности голоса исполнителей главных партий.

ВРЕЗ С  ФОТО

Музыкальный руководитель спектакля Тамара Пикулева:

- Бытует мнение, что мюзикл – прерогатива музыкального театра. Это не верно, потому что  по определению жанра, мюзикл  предназначен как для постановки в драматическом театре, так и в музыкальном. Просто происходит  смещение акцентов. Как правило, в основе мюзикла – хорошая качественная драматургия, у  актеров  богатый материал для создания драматических образов персонажей. Если есть в труппе поющие актеры, то, на мой взгляд, мюзикл ставить и можно, и нужно. Я считаю, что для артистов драматического театра, равно как и для студентов (будущих артистов), участие в мюзикле – это большая школа мастерства, пробы своих возможностей в синтетическом жанре. В нашей «Вестсайдской истории» получилось  особое единство пения, пластики при преобладании драматического действия. С поставленной задачей ребята справились превосходно!

 

*** 

Балетмейстер-постановщик Наталья Ренева проделала колоссальную работу в постановке хореографии и разработке пластического  образа спектакля. Профессор Московского театрального института им. Б. Щукина Ирина Филиппова курировала этот процесс и закрепила его. Спектакль наполнен  красивыми мизансценами, их пластическое решение передает настроение и глубину  чувств героев. А в сценах уличных боев – бескомпромиссность и самоуверенность. Как вылепить пластический образ  спектакля так, чтобы он получился содержательным  в каждом движении, органичным  с природой персонажей, следовал  сюжетной линии? А еще: научить участников спектакля действовать, понимая все это?

ВРЕЗ С  ФОТО

Балетмейстер-постановщик спектакля профессор Московского института им. Б. Щукина Ирина Филиппова: 

- Уже много лет я сотрудничаю с замечательным режиссером Рифкатом 

Вакиловичем Исрафиловым. В этот раз мне было очень интересно увидеть,  как 

он решит сложнейший материал. Работа над спектаклем была для меня, с одной стороны, сложным и  ответственным процессом, с другой - интересным и радостным. К моему приезду вся основная часть танцевального действия была уже намечена балетмейстером Н. Реневой,  поэтому в мою задачу входило расстановка четких 

танцевально-пластических акцентов внутри спектакля, которые как стержень 

держали бы всю драматическую канву. В этом спектакле,  в основном, 

задействована молодежь. Я думаю, именно поэтому работалось мне с ними 

легко, а главное,  они работали с азартом. Замечательная сценография Тана 

Еникеева дала возможность более интересно пластически решить сценическое 

пространство. Отличительной особенностью этого спектакля явилось 

удивительное единение замечательной музыки Бернстайна с сценографией, 

режиссурой,  пластикой и вдохновенной актерской игрой. Огромное спасибо всем за прекрасную работу!!!!

ВРЕЗ С  ФОТО

Балетмейстер-постановщик спектакля  Наталья Ренева:

- Пластический образ спектакля – авторская разработка,  адаптированная  под наших ребят.  (Известной хореографии Роббинса мы отдали дань лишь  в сцене « на дискотеке».) Сложность постановки заключалась в необходимости  учитывать особенности совмещения  песни и танца, верно рассчитать нагрузку на  участников спектакля. Студенты II и  IV курсов были с разным уровнем подготовки, что было заметно на первом этапе работы. Но к премьере все подтянулись. Некоторые, правда, сошли с дистанции. Остались только те, кто выдержал огромнейший объем работ.  Все получилось! Не смотря на отсутствие опыта и профессиональных навыков, ребята справились. Мое пожелание ребятам: ни в коем случае  не потерять все то, что нарабатывали за время репетиций, не утратить, удержать и стремиться к лучшему.

***

Художественное оформление спектакля получилось,  на первый взгляд, не притязательным. Артистам мюзикла  необходимо достаточное пространство для танцев, массовых сцен. Потому в декорации  - передвижные ступени, пожарные лестницы, использование разных уровней пространства…

 ВРЕЗ С ФОТО

Художник-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ Тан  Еникеев:

- Сам жанр мюзикла своеобразный, и декорация должна быть соответствующей его характеру: динамична, подвижна, не тяжела. Спектакль задумывался, как современный музыкальный клип, а это предполагает  быстрые смены действий и вариации с декорацией. Мы использовали  разноуровневые планшеты как символ. Влюбленные стремятся возвыситься над окружающей действительностью. Все молодые люди, выходцы из небогатых семей, мечтают пройти путь наверх, к небоскребам. Пока же они обыкновенные подростки из бедного американского квартала, поэтому у нас присутствует некий аскетизм  в декорации. Но важно было передать символику стремления вверх. Не хотелось приукрашать костюмы персонажей. Иногда не нужна излишняя театральность, придающая фальшь образам. В спектакле работают ребята с улицы, это определило характер костюмов. Мной использован самый классический вариант одежды 60-х: джинсы, спортивные футболки и  элементы современной моды, которая стремиться к обтягиванию фигуры. Перед художником стоит задача: убедить  зрителя в том, что  такая ситуация действительно могла быть, без  фальши и надуманности образов.   Театральная роскошь здесь не нужна. Хотя, согласен, от этого трудно отказаться и режиссеру, и художнику, и зрителю, и актерам!

Большую роль в создании художественной атмосферы постановки сыграл свет. Световая партитура  спектаклей театра драмы всегда на высшем уровне, но в этой постановке кажется особенно филигранной. В синей дымке лунного света проходит романтическая сцена влюбленных. В ярком охристом с перепадами  в затемнение -  сцены уличных боев. На заднике зажигаются манящие огни большого города. Находок много!

ВРЕЗ С ФОТО

Заведующий осветительным цехом театра  Константин Сукманов:

- Световая партитура этого спектакля выполнена в холодных синих  тонах.  Металло-галогеновые  лампы в осветительных приборах дают жесткий свет. Напряжение  в  мизансценах  спектакля подчеркивается  четкими и резкими тенями на лицах актеров и декорации. Также в  спектакле используется неяркая проекция, не отвлекающая  зрителя от игры актеров, но дополняющая  образ и настроение сцен. А дым подчеркивает  игру и перелив света,  создает  ощущение безграничного пространства, окружающего действующих лиц.

***

Работа над спектаклем  сплотила всех его участников  в одну команду. Ведь только в едином  творческом порыве и удается  сотворить на сцене то театральное волшебство, за которым зрители приходят в театр.

Поздравляем театр с удачной премьерой! Радостно от того, что театр не стоит на месте, пробует, экспериментирует, ищет новые формы, и в этом поиске много  искренности и энтузиазма! Желаем всем  артистам и студентам, занятым в мюзикле, не снижать градуса накала страстей и мощной энергетической волной наполнять сердца зрителей театра вновь и вновь!

 

Мария Рябцева