• banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева

о спектакле "Берег неба"

 

Размышления о  спектакле Оренбургского драматического театра

им М. Горького «Берег неба»

На сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Берег неба» в постановке Валерия Кове.  Художник-постановщик – Петр Плотников, музыкальное оформление Тамары Пикулевой. Пьеса написана Виталием Асовским и Линасом Мариюсом Зайкаускасом по мотивам произведений итальянского писателя, философа и драматурга Тонино Гуэрры.  Это несколько необычная  драматическая история из жизни  заброшенной  итальянской деревни в первой половине прошлого века.  Впрочем, может быть и русской, столетие спустя.  Во всяком случае, заслуженный артист РФ  Александр Папыкин, исполнитель роли Риккардо в спектакле, признался: «Играю самого себя! Я такой же. И такие же тысячи стариков в нашей стране!»

Яркая картинка, которая остается в памяти после просмотра спектакля – это кричащие, как дети, старики с тянущимися вверх руками. Они кричат пролетающим мимо вертолетам, проносящимся поездам…  Но как в «Белом облаке Чингизхана» Чингиза Айтматова:   «Поезда в этих краях все также шли с запада на восток и  с  востока  на запад...» Все мимо и мимо, как проносящаяся мимо них жизнь. Вообще, у героев Айтматова и Гуэрры много общего. И прежде всего,  их объединяет  чувство одиночества и  брошенности, а еще ощущение светлой надежды.

Режиссер требовал от артистов четких мизансцен и точных пластических штрихов, но давал свободу  их фантазии о характерах своих сценических персонажей. Создавая своих героев, артисты, занятые в спектакле, тем не менее, творили в общем  контексте. Все актерские работы в спектакле существуют, как сказали бы театроведы,  «в одной природе чувств».

Молодому артисту  театра Николаю Журавлеву, статному и красивому,   удалось  создать своего сценического персонажа  юродивого  Бепо  ярким, рельефным,  узнаваемым типом. На наш взгляд,  роль Бепо - это профессиональная удача артиста.  Его безумные глаза, растрепанные засаленные кудри волос, вязанная кофта, перетянутый  шерстяным платком горбатый торс, босые грязные ноги… В довершение ко всему:

- Добрый вечер, сеньоры, как поживаете!

Бепо встречает зал этой фразой и становится не по себе от его  громкого, скрипящего голоса, от его уродливого  нищенского вида, от взгляда его влажных серых глаз…

Стефано  (артист Сергей Тыщенко) вернулся. Он потянул носом, вдохнув запах Родины и с достоинством заковылял.  (Походка старика была настолько естественной, что многие знающие артиста забеспокоились: может, он и правда, упал и покалечился накануне премьеры.) Возвращение Стефано  в спектакле звучит  притчей  о блудном сыне, который искал новой жизни, веселой и интересной, но все-таки вернулся на Родину.  Ведь «жить и умирать лучше на теплом берегу».

Риккардо (заслуженный артист РФ Александр Папыкин) не  проявил никакой радости, увидев брата – перелетную птицу. Он привык жить один со своей ненужностью: жалованье он не получает, письма не читает, да и часы починить ему некогда.  Он, пожалуй, самый серьезный житель деревни, гордящийся своей верностью родной работе и родному дому. Видимо, слишком увлекшийся  своей преданностью. Но как замечательно, что он все-таки остановил брата и вернул его.

Старики Антонио  (артист Василий Шур) и  Паоло (заслуженный артист РФ Владимир Бухаров) не разлучные, они и анкету заполнили одну на двоих, и вообще держатся вместе.  Доверчивость слепого Антонио и веселый нрав Паоло дополняют друг друга. Заслуженный  артист РФ Юрий Труба в роли Марко преобразился в старика, создав выразительный пластический и мимический рисунок своего персонажа.  Фирона (артистка Наталья Панова) – постаревшая красавица деревни. Артистке удалось передать душевную драму своей героини, которая окончательно приняла для себя то, что  ее Время уже прошло, а  неожиданно полученное письмо подарило ей успокоение навсегда. Обряд похорон Фироны сделан режиссером скупыми, но яркими штрихами: повязанные руки, ноги, голова, цветы и вынос тела на велосипеде – все устраивается подручными средствами. И понимаешь, что в самой смерти нет ничего из ряда вон, она приходит неожиданно, но ее всегда готовы встретить.  Бина (артистка Елена Улановская), бесполое  неприкаянное существо деревни, с уходом из жизни Фироны расцветает, обнажая, как выразился режиссер, «агрессивно нежные волосы». Но лишь на мгновение. Она  живет сама по себе, мир коз – ее среда. Со временем, человек  доверяет к животному миру больше, чем человеческому… 

Наблюдая за персонажами спектакля, приходит понимание того, насколько все-таки тепло и дружелюбно жители расположены друг к другу  и насколько не довлеют  они друг над другом.  По мысли режиссера спектакля, у простолюдин  есть своя философия: «Они немногословны, но за каждым их словом есть что-то откровенное, настоящее. У людей интеллигентных за каждым словечком – тысяча подвохов, они живут  слишком разумно, умеючи и тем самым теряют себя, теряют вкус смеха, радости…» 

Еще одного жителя  деревни Джузеппе мы не видим на сцене, но его незримый образ присутствует. Мы о нем узнаем не мало. От него улетел дрозд – единственное утешение вдовца.  После смерти жены он решил не выходить из дома и часто в тишине утренней зорьки или унылого   вечера слышно, как он, не переставая, зовет Анну. Этот  болезненный зов  проходит лейтмотивом спектакля. Зов в никуда, на него некому ответить. Как никто не отвечает другим жителям на их крики пролетающим мимо вертолетам, самолетам, проходящим пароходам и поездам… Никому до них нет дела, как нет дела большому цивилизованному миру до простого человека – того самого  простолюдина.

Спектакль наполнен образами-символами.  Все эти образы удалось создать в сотворчестве постановочной команды.  Часы, тикающие без стрелок, и замолчавшие, как только они были поставлены. Клин диких уток, летящих в небе в поисках лучшего места для  разведения потомства. Пугающий гром без дождя, листопад без листьев, утренние звуки деревни… Зеркало. Вернее, трюмо без волшебного стекла. Каждый видит в нем свое заветное: Фирона вспоминает время своей красивой молодости, Риккардо видит себя на парадном марше, Бепо пытается  изо всех сил петь и петь громко, красиво, у Стефано  всплывают в памяти звуки покинутого им города, шум улиц, звуки кипящих будней…  Как далеко все это от  их настоящего!

Валерий Михайлович Кове на одной из репетиций признался: «Иногда после репетиции я прохожу мимо зеркала за кулисами и пугаюсь самого себя, как будто совсем чужой человек».  Мир, в котором мы живем, - не единственный существующий  на белом свете.  Есть параллельные миры. Мы, порой, не узнаем себя в зеркале?  Так может, это не мы,  нас всю жизнь сопровождают   неузнаваемые существа, возможно, и  в белых одеждах: наблюдающие, проходящие, помогающие – как ирреальное воплощение наших слов и мыслей, наших чувств, идей, возможностей...  И эти белые существа постепенно заполняют сценическое пространство, являясь, то ли ангелами наших героев, то ли их ирреальным отражением, с которыми кружатся в вальсе герои.

Интересно в постановке обыграна перепись населения. Выбор между человеком и бумагой, мы знаем, далеко не всегда  случается в пользу  первого. Так повелось, что мы стали принимать этот выбор  за норму.  Статистика считает нас, государство ставит галочки, муниципалитеты  раздают анкеты…  А что дает простому человеку вся эта суета, он как был одиноким, таковым и остается.  И никому нет дела до его переживаний, бед, мыслей, до его неоправданных надежд и бессмысленных чаяний. Это начинает понимать «уважаемая сеньора Почтальон» (народная артистка РФ Александра Жигалова, заслуженная артистка РФ Изольда Лидарская), которая находясь на службе и  боясь за сохранность бесконечных бумажных документов,  представила физиономию своего начальника  и с легкостью развеяла на ветру то, что сталось с анкетами.  Правда, она про них еще раз вспомнила, когда  узнала о смерти  Риккардо и Стефано, но, скорее, по привычке нежели из-за  душевного цинизма. 

Разговор Стефано с птицей – кульминационная  вершина спектакля, если вообще кульминационную точку можно здесь выделить. Это предсмертное откровение человека, его попытка вырваться в своих представлениях  за границы реального мира. В этом монологе мы и поймем суть названия  «Берег неба»: так названа земля, на которой мы живем, чтобы в конце концов отправиться в  бесконечное  небесное плавание.

Сомерсет Моэм, английский драматург (с творчеством которого предстоит  познакомиться оренбуржцам уже совсем скоро),  описал состояние человеческого одиночества так: «Каждый из нас одинок в этом мире. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими». Такова фатальность человеческого одиночества!

В непонимании чужой души. Но чужую душу можно пожалеть, можно отнестись к ней с добром.  Как делают это герои спектакля, живущие на  берегу неба.  Потому  при всей щемящей серьезности и глубине проблем и тем этой истории,  ее не назовешь мрачной. Наоборот, спектакль получился на удивление лирически светлым, добрым  и красивым!  Настолько, что хочется встретиться с его персонажами вновь…

Мария Рябцева