• dikar2017
  • newyear2
  • bannerng201172
  • bannerng20117
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Инна Томилина, газета "Оренбургский университет"

о спектакле "Блэз"

 

Этого события ждали. Зрители — нового режиссерского взгляда, актеры — нового амплуа, режиссер — отметки. 22 января в Оренбургском государственном драматическом театре им. М. Горького состоялась премьера комедии "Блэз". Поставить Клода Манье на этот раз решился выпускник Театрального института имени Бориса Щукина Александр Федоров, который до этого был известен оренбуржцам как актер. Саша (так ласково называют областные театралы новоиспеченного режиссера) заставил говорить о себе критиков и прессу после ролей в оренбургских спектаклях "Между чашей и губами" и "А зори здесь тихие...". И вот, спустя буквально несколько лет, он — режиссер-постановщик! Молодой, неординарный, дерзкий. Эти качества видны сразу, как только входишь в зал. Сцена — с минимумом декораций, белый задний фон, справа и слева — плазменные панели, на которые через камеры транслируется всё, что происходит в зрительном зале. Но это только пока — пока не начался сам спектакль…

По замыслу режиссера действие комедии должно развиваться в онлайн-режиме, под прицелом всевидящего ока (просто Евгений Замятин со своим "Мы"!). Зрители должны стать свидетелями всех перипетий, происходящих с персонажами сценического действия, где бы они ни находились: в столовой, в библиотеке и даже… в спальне! В спектакле сознательно нет глухих стен и закрытых дверей, за которыми возможно скрыться. Всё должно происходить здесь и сейчас, на виду у зрителей. Александр Федоров уверен: "Мир — сплошное реалити-шоу".

Сюжет пьесы прост: бедный молодой художник из Парижа Блэз д Амбриб (артист Дмитрий Гладков), дабы решить свои финансовые проблемы, пытается взять в жены дочь бизнесмена мсье Клебера Карлье (артист Борис Круглов). Для этого он на последние деньги снимает роскошную квартиру, накрывает богатый стол и… нанимает прислугу — милую бретоночку Мари (артистка Алсу Шамсутдинова). Действие происходит в одной квартире на протяжении нескольких дней, герои постоянно попадают в курьезные ситуации. В итоге успешный бизнесмен и примерный семьянин Карлье оказывается пошловатым ловеласом, воспитанная дочь благородного семейства — разнузданной садомазохисткой, а нелепая провинциальная домработница покоряет сердце художника. Хеппи-энд закономерен, характеры героев примитивны и схематичны, но как виртуозно удалось их сыграть актерам! Чего стоит чернобровая невеста Лаура Карлье (актриса Юлия Каштанова)!

Александр Федоров обратился к одному из древнейших театральных жанров — комедии положений, или, как модно говорить сегодня, ситкому (ситуационная комедия). Персонажи на протяжении трех часов, иногда даже без слов, только лишь с помощью мимики и пластики заставляют смеяться весь зал. Зачастую курьезность ситуаций подчеркивается музыкальным рядом. Зрители, едва услышав мелодию выхода семьи Карлье, начинают улыбаться!

Не обошлось в спектакле и без юношеской шалости. Режиссер сознательно заставляет провалиться сквозь кресло чопорную Мадам Карлье (Заслуженная артистка РФ Надежда Величко) или напяливает на голову хозяйки квартиры Арианы Кларенс (артистка Лариса Толпышева) резиновую маску из фильма "Крик". Молодой зритель в восторге! Взрослый — не очень… Дело вкуса и возраста.

А вот с онлайн-режимом до конца непонятно. Эффект подглядывания использован лишь один-два раза (в постельных сценах). Во всех остальных случаях экран дублирует действия на сцене, даже не меняя ракурс. Это скорее рассеивает внимание зрителя, а не дополняет новыми деталями. Даже наложение черно-белого эффекта на кадры не позволяет сидящим в зале испытать ощущение всевидящего ока. И так всё видно: здесь по замыслу режисера нет глухих стен и закрытых дверей. А вот как ведет себя прекрасная испанка Пепита в шкафу или любовница сразу двух главных героев манекенщица Женевьева в библиотеке, увидеть хочется. Даже очень! Но не в этот раз…

Тем не менее, по словам художественного руководителя Оренбургского театра драмы Рифката Вакиловича Исрафилова, дипломная работа сдана, и в нашем городе стало на одного режиссера больше.

Инна Томилина, газета "Оренбургский университет"