• Letuch korabl kirpich
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева

о спектакле "Васса Железнова"

 

Сергей Яшин: «Давайте будем думать про это! Как сохранить в себе Человека!»

15 марта на сцене Оренбургского областного драматического театра  им. М. Горького состоится  премьера спектакля по пьесе М. Горького «Васса Железнова».  Для постановки приглашен известный московский режиссер   народный артист РФ  Сергей Яшин. Работа над спектаклем  началась в начале 2013 года. Артисты труппы театра в двух составах работают над горьковскими персонажами,  вникая в глубины их характера, изучая эпоху, слушаясь режиссера.  Накануне премьеры послушали режиссера и мы.

- Сергей Иванович, произведения Максима Горького давно не ставились на оренбургской сцене. Вероятно,  пришло время его драматургии вернуться?

- Видеть в  Горьком лишь «буревестника революции»  весьма несправедливо.  Горький – необычайно современный драматург, знаток человеческой души. Меня, как режиссера, завораживает его драматургия. Он ставит героев в такие условия, когда становится очень трудно сделать правильный выбор. Важно не пересечь грань, сохранить в себе Человека.  Это подлинная трагедия.  Все нравственные законы должны подчиняться закону зарабатывания денег. Мерой успеха человека становится наличие денег. А для них все средства хороши? Вообще, Максим Горький свои пьесы  по жанровой особенности определял словами своего героя из «Последних» -  «трагический балаган».  Наши внутренние моральные преступления – это балаган. Но при всем это поэзия – «жизнь в формах самой жизни». Трагическая поэма, трагический балаган!

 - Почему из всех пьес Горького Вы выбрали для постановки  «Вассу Железнову»?

- Творчество Горького я знаю хорошо и ставил многие его произведения на столичных сценах.  «Васса», на мой взгляд, - произведение, которое надо  сегодня увидеть нашим зрителям! Первоначально Горький назвал свою пьесу «Отец», думая о главе семейства Железновых - Захаре. Однако потом переименовал в «Мать» - образ Вассы показался ему сильнее и драматичнее. Поэтому в редакции 1910 года нам известна эта пьеса под названием «Васса Железнова (Мать)».  Мы назвали спектакль «Васса Железнова и ее дети». Это уточнение появилось в ходе репетиций, когда стало ясно,  что характеры ее детей сильны  и значимы не менее самой Вассы. 

- О чем Ваш спектакль?

- Наш  спектакль о разрушении человеческих связей в семье. Почему это происходит?  Семейные нравственные связи попадают в мельницу бизнеса и выбора.  Дело в том, что все стремятся к счастью  и живут ради «завтрашней радости» (говоря словами Макаренко). Только вот понятие радости у всех очень разное.

- В чем же свет? Даете ли Вы в спектакле  выход, как решить эту проблему?

- Пафос Горького в том, чтобы показать: как ни старались герои пьесы,  спасти конкретно эту семью не удалось. Но для нас, сидящих в зале, это предостережение: не доводите свою семью до этого предела. Чтобы мы ужаснулись перед бездной, куда  летим?! Всем хочется жить хорошо.  Странно утверждать иное. Как тут быть?  Тем более,  сейчас. Есть дети и внуки. Если ты себя сегодня хоть как-то не обеспечишь, как растить внуков, на какие средства их обучать? Весь порыв в одном: что-то надо делать! Но  как нам сохранить душу при всех реалиях сегодняшнего дня?

Давайте будем думать про это!!!  Как сохранить в себе Человека!

 - Вассу Железнову во второй редакции пьесы называют «человеческой женщиной».  Какая Ваша Васса?

- Васса мечтала о детях и внуках. Ради  будущего  жила и совершала свои «человеческие» поступки. Васса – не монстр. У каждого из нас есть моменты человеческих перекрестков: какой ты выбор сделаешь, по какому пути двинешься дальше? Она оправдывала для себя все действия, которые совершала ради будущего: отравить, удушить, предать, обмануть… Но оказалось, что своими же руками она это будущее уничтожала. Спектакль начинается  с финала, когда дом уже разрушен, семьи не осталось, Васса дряхлая, не нужная, в старых  оборванных лохмотьях пытается прокрутить в своей памяти последние дни семьи, когда все еще были вместе и были счастливы, пытается уяснить для себя, что же она сделала не так, в чем ошиблась. Но опять и опять совершает те же действия, принимает те же решения и оправдывает их для себя! Деньги, капиталы творят невообразимое с человеком. Теряются нравственные ориентиры, смещены приоритеты. А семья без нравственного устоя рушится.  Это трудно понять Вассе. Но еще не поздно осознать нам.

- В современной драматургии  появилось много новых имен, однако заинтересовать театр  способны лишь немногие.  На Ваш взгляд, кого бы Вы выделили  из драматургов современности?

- Я бы назвал отдельные произведения отдельных драматургов. Это  Василий Сигарев – «Черное молоко».  Это Мартин Макдонах   - «Калека с Инишмана». На самом деле, очень многое зависит от режиссера, каким глазом он посмотрит на пьесу и что сделает главным.  Обратить внимание на ужасы или увидеть  притчу ирландского народа, близкого нам по менталитету?  Сегодня, к сожалению,  ушло из профессии  режиссера слово ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ я ставлю этот спектакль? ЗАЧЕМ зрители в зале должны посмотреть его? ЗАЧЕМ люди приходят в театр? Ведь это очень важно знать и сформулировать  внутри  для себя прежде, чем приступать к постановке спектакля!  Надеюсь, что наша «Васса» найдет отклик в сердцах зрителей!