• open 162 sezon
  • Letuch korabl kirpich
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Евгения Павлова, газета "Вечерний Оренбург"

о спектакле "Васса Железнова"

 

После долгого перерыва на сцену областного театра драмы имени Горького снова вышла бессмертная Васса Борисовна. И не одна – режиссер-постановщик народный артист России Сергей Яшин имел все основания назвать свою работу  «Васса Железнова и ее дети».

Спектакль для меня начался с курьеза: полюбопытствовав, кто же из актрис назначен на роль Рашели, я не нашла в программке не только исполнительницы, но и самой героини. Сознаюсь: не сразу оценила я человеческую и творческую отвагу художника, решившего пренебречь известгыми событиями, и первое спасибо хочется сказать создателям спектакля за то, что они очистили память и сознание от обломков зрительских (и не только зрительских) стереотипов. Сразу стало интересно: а что же будет вторым, положительно заряженным полюсом спектакля? Ведь без него невозможно поле эмоционального напряжения и даже движение сюжета… Этот полюс обнаружился. Но об этом чуть позже.

Мы недосчитались многих старых знакомых, но новые – дети Железновых Анна, Семен и Павел, жены сыновей  Наталья и Людмила, управляющий Михайло Васильев – составили единую семью, где все зависимы, просто-таки обречены друг другу. Семья и есть главный  герой спектакля. Ее единственная и отнюдь не духовная «скрепа» – деньги умирающего Железнова. В них и только в них каждый по-своему видит возможность свободы, преуспеяния, счастья. У семьи общий характер – агрессивный, расчетливо-коварный. Она ежеминутно готова взорваться скандалом. Парадоксально, что яростные вспышки происходят чаще всего в час ритуального чаепития, казалось бы, соединяющего домочадцев в любви или, по крайней мере, взаимной приязни. Какое там!

Что вы хотите от людей, для которых даже смерть родного человека – только условие сделки…

Естественно, мотор непрекращающейся схватки всех со всеми – Васса Борисовна. В исполнении этой роли заслуженной артисткой России Зинаидой Карпович мы безусловно имеем дело с крупной актерской работой. Властная, умная, она как прирожденный полководец постоянно контролирует ход событий, виртуозно меняя тактику, манипулируя людьми. Но и у нее случаются минуты «слабости»: она по-бабьи может пожалеть убогого Павла, с материнской нежностью приласкать взглядом невестку Людмилу. А ее общение с материализованным в спектакле воспоминанием о молодом Захаре Железнове – это вообще поэма. Сколько нежности, глубокой признательности, какая жажда человеческого тепла в ее приниканиях к нему…

В несогласном железновском хоре каждый персонаж получает «соло», и каждый из исполнителей оказывается готовым к откровению о своем герое. Прежде всего это молодые, успешно начинающие сценическую жизнь Роман Ефимов (Павел), Надежда Мохова (Людмила), Андрей Иванов в бессловесной роли Мити-матроса. Что же говорить о мастерах: заслуженном артисте России Александре Папыкине  – управляющем Михайле Васильеве, составившем выразительный дуэт с Вассой Борисовной, Сергее Тыщенко  –  Прохоре Железнове, Сергее Шахмуте – Семене. Коллективный портрет семейства был бы далеко не полон без изощренной искусительницы Анны – Марии Губановой, без терпеливо ждущей  своего часа Натальи – Алсу Шамсутдиновой…

Но что же тот, второй полюс спектакля, о котором мы упоминали в начале наших заметок? Он заявил о себе, когда в атмосферу дома Железновых, отравленную миазмами стяжательства и ненависти, как свежий ветер, как солнечный луч врывается песня – русская песня. В ней – широкое дыхание Волги, высокий полет облаков, свежее дыхание ветра. Кто же поет ее? Нет, не Железновы! Хотя и они тоже. И им в их бесконечных хлопотах о капитале нужен глоток чистого воздуха. Пока они еще люди… 

Евгения Павлова, газета "Вечерний Оренбург"