• Letuch korabl kirpich
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Инна Томилина, газета "Оренбургский государственный университет"

о спектакле "Васса Железнова"

 

5 марта в Оренбурге состоялась премьера спектакля «Васса Железнова и ее дети»

 

Сильная женщина. Решительная, волевая, всегда достигающая цели. Она умеет самостоятельно справляться с проблемами, детьми и бытом. Характер русской бабы, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», уже несколько столетий актуальная тема для поэтов, писателей, драматургов и режиссеров. Васса Железнова – героиня Максима Горького в интерпретации московского режиссера Сергея Яшина – уникальная возможность для зрителей Оренбургского театра драмы разобраться в противоречивости женской натуры и ответить на вопрос «Легко ли быть сильной?».

 

Взгляд Горького

На Вассу Железнову Максим Горький свой взгляд менял дважды. В 1910 и 1935 годах. Дореволюционный вариант пьесы он сначала назвал «Отец», сделав главным героем Захара Железнова. Однако в процессе работы над произведением женский образ показался ему сильнее и драматичнее. В итоге – на суд читателей и зрителей – неоднозначная судьба Вассы, владелицы пароходной компании, верной супруги и добродетельной матери троих детей. Этот вариант пьесы - драматургический аналог «Будденброков» Томаса Манна или «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси - убедительный рассказ о распаде и духовной гибели большой семьи. В данном случае семьи купеческой. Образ сильной женщины здесь сложен и противоречив, и при желании он вполне может быть трактован как положительный…

Через четверть века Горький иначе смотрит на свою героиню. В 1935 году сильная женщина – это уже не бизнесвумен, слепо любящая своих детей, новая Васса Железнова - это яркий представитель умирающей буржуазии. Классовый конфликт хозяйки пароходства со снохой-революционеркой Рашель стал главным в новом варианте пьесы. Здесь Васса – нарочито отрицательный персонаж для советской действительности. Но даже в этом знаменитом хрестоматийном варианте, где главная героиня, напомним, травит мужа, заставляет наушничать служанку, отбирает у родной матери сына, остается сильный русский характер, остается женщина, которая по-мужски практична и умна. Васса Борисовна понимает все, что происходит вокруг, и оттого ее страдание только сильнее…

Столь кардинальные метаморфозы в образе главной героини критики объясняют желанием Горького угодить политическому режиму СССР. К сожалению, этим преобразованием автор собственноручно испортил свою старую пьесу.

 

Взгляд Яшина

Худрук Московского драмтеатра им. Н.В. Гоголя Сергей Яшин обратился к первому варианту пьесы 1910 года. Режиссер полностью отвел социальный конфликт на второй план. В своем спектакле Яшин исследует внутренние противоречия Вассы, которые и привели столь яркую, сильную женщину к нравственной катастрофе.

На первый взгляд его Железнова в погоне за финансовым благополучием семьи утратила главное – свою душу. Она воспринимает как должное, что за богатство надо платить совестью, за респект - больными и убогими детьми. Васса Борисовна оправдывает для себя все действия, которые она совершала ради светлого будущего: отравить, удушить, предать, обмануть… Но в то же время на сцене страдающая и глубоко рефлексирующая женщина. Ей не приносят счастье ни деньги, ни власть. Васса вспоминает: когда муж проиграл в карты все состояние, она не расстроилась, напротив, была счастлива, оттого что разом разрешилась ото всех забот. Но муж отыгрался... Успешная бизнесвумен, одетая по последней моде, она не перестала быть многожильной русской бабой, совестливой и стыдливой. Она стыдится мужа, за которого вышла когда-то по безумной любви, стыдится того, что на каждом шагу надо давать взятки, что в доме ее скопилось слишком много «скелетов», которые того гляди вывалятся из шкафов.

Глубина и противоречивость образа Вассы в постановке Яшина видны с первых минут спектакля. Перед зрителем – дряхлая, слабая Васса (в исполнении Заслуженной артистки РФ Зинаиды Карпович), не нужная никому, в старых оборванных лохмотьях. Она пытается прокрутить в своей памяти последние дни семьи, когда все еще были вместе и были счастливы, пытается понять, что же она сделала не так, в чем ошиблась. Но… через несколько минут она - сильная женщина, которая снова и снова совершает те же действия, принимает те же решения и оправдывает их для себя! Деньги и власть стирают нравственные ориентиры, смещают приоритеты. А семья без нравственного устоя рушится. «Это не дано понять Вассе, но еще не поздно осознать нам», - считает режиссер Сергей Яшин.

 

Трехчасовой спектакль «Васса Железнова и ее дети» (сцены из семейной жизни) завершен. Бурные аплодисменты, цветы, слова признательности и… вопросы, на которые зритель будет искать ответы. Каждый для себя. Актуальные для начала ХХ века тема власти денег, проблема воспитания молодого поколения и, конечно же, образ сильной женщины не оставили равнодушными и современников. Премьера состоялась, оренбуржцам подарена еще одна глубокая, заставляющая думать постановка.

 

Кстати

 

Сергей Яшин впервые поставил «Вассу Железнову» Горького в 2006 году на сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. Роль Вассы в его постановке сыграла Народная артистка России Светлана Крючкова. В спектакле, который теперь будет идти Оренбурге, использованы практически точные копии московских костюмов и декораций.

Инна Томилина, газета "Оренбургский государственный университет"