• dikar20172
  • newyear2
  • banner1111
  • baner2222
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева, сайт "Уфанет"

о спектакле "Милые люди"

 

В репертуарной истории Оренбургского театра драмы им. М.Горького произведения Шукшина пользуются особым вниманием: 1975 год – «Энергичные люди» (режиссер – Нальбий Тхакумашев), 1979 год – «Характеры» (режиссер – Александр Зыков),1992 год – «До третьих петухов» (режиссер – Владимир Гурфинкель), 2002 год – студенческий спектакль  «Деревенские истории» (режиссер – Рифкат Исрафилов), 2008 год – «До третьих петухов» (режиссер – Рифкат Исрафилов).

Действительно, есть в произведениях Василия Макаровича народный нерв, который пронзительно ощущают и создатели, и зрители.  Театр обратился к творческому наследию Шукшина вновь, создав театральную  инсценировку по рассказам: «Микроскоп», «Сельские жители», «Привет Сивому!», «Одни», «Мой зять украл машину дров», «Бессовестные», «Степка».  Режиссер-постановщик и автор инсценировки – народный артист РФ Рифкат Исрафилов.  Спектакль получил название «Милые люди», его  премьера положила начало новому 158 –му театральному сезону.

Декорация на сцене (художник-постановщик Тан Еникеев) представлена большой деревенской избой, под кровлей которой происходят события в семьях жителей одного села. В спектакле звучат  русские народные и авторские песни (музыкальный руководитель Тамара Пикулева). Их много,  но с мастерски поставленной хореографией (балетмейстеры – Олег Николаев, Наталья Ренева) песни и танцы не мешают действию, а  обрамляют  его тематически и эмоционально. Звучание балалайки, гармони, домры создает удивительно теплую атмосферу.  Ансамбль «Душа России» под руководством Наиля Желтирова становится полноправным  участником событий сценического действия и как бы вливается в него мелодиями села.

Кто они, эти милые люди, о которых болела душа писателя? Обычные сельские жители. У каждого есть своя боль, своя радость, своя мечта. Героям  Шукшина свойственно «соединение разнонаправленных сил», оттого и происходят с ними всякие казусы, ощущают они непонятные волнения, испытывают  непознанные чувства.  Столяр Андрей  вдруг  купил микроскоп, а  бабку Маланью сын позвал в гости в Москву, в которую надо лететь на самолете, старик Глухов решился жениться на старости лет, а другой старик  Антип мечтает о новой балалайке, Степка вдруг сбежал  из тюрьмы, ему неимоверно захотелось вдохнуть воздух родного села… Что творится в душе этих  людей? И о чем важно рассказать зрителям сегодня? 

Наверное, все мы, сидящие в зале, понимали некую законсервированность шукшинских персонажей – жителей  села 60-х гг.  прошлого столетия. Они  - из того давнего времени, о котором многие из нас вспоминают в дымке сожалений и вздохов.  Но на самом деле – все эти сергеи, андреи, антипы, степки – из нас…. Среди нас… А может, и мы среди них.  Вот только нужно чуточку повнимательней быть к людям, добрее.

Андрей Ерин (засл.арт Борис Круглов) в рассказе «Микроскоп» – обыкновенный столяр,  жизнь его была такой же, но увлеченность микроорганизмами  неожиданно перевернула  его сознание, он даже бросил пить и …  купил микроскоп. Вот только за деньги семьи, припасенные на детские шубки. Конфликт  с женой неминуем.  Шукшин вместе с театром ставит на одну плоскость необходимость покупки этих вещей, вынося на суд зрителей дилемму: важно ли поддержать в человеке увлеченность, исследовательский интерес или все-таки предпочесть быт? Ведь с микроскопом вся жизнь Андрея перевернулась. Вот только шубки тоже нужны. Как замечательно, что в спектакле Зоя (артистка Алсу Шамсутдинова) возвращает микроскоп мужу и дочери. Девочку сыграла юная артистка Диана Круглова и справилась с ролью совсем по-взрослому, понимая и режиссерские задачи, и шукшинских персонажей. 

Несостоявшийся великий музыкант Антип (артист Сергей Тыщенко) на старости лет (рассказ «Одни») остался со своей Марфой (артистка Лариса Толпышева). Одинокие старики, кажется, потеряли чувства любви и тепла друг другу. Но не унимается Антип, вспоминают они   с песнями молодость, любовь, жизнь… И вот уже ворчливая Марфа смягчилась, а потом происходит невероятное для старика-музыканта: Марфа дает ему деньги на новую балалайку. Радость большая и искренняя! Не много старику надо для счастья! А радуется вместе с ним весь зал!

Как и за старуху Отавину (артистка Наталья Панова), которая «бессовестно» (рассказ «Бессовестные»)  захотела тепла, уютной избы, простого человеческого внимания.  Одиночество поедает стариков.  Потеряв своих сыновей, а потом и жену,  старик Глухов (нар.арт Андрей Лещенко, засл.арт. Владимир Бухаров)  решается не быть одному. Многим старикам это решение дается не легко. И даже гордая своим одиночеством  Малышева ( засл.арт. Надежда Величко) мечтает о тепле. Взять бы всех этих одиноких стариков и обнять, и согреть…!

Немая девушка  (арт. Альбина Демченко, Лейла Гусейнова) известна всем в  этой деревне. Да сказать ничего не может. Образ Немой  можно рассмотреть намного шире. Это эмоциональное, но немое присутствие  есть в жизни каждой семьи. Как выразить словами то, что на сердце, как передать тревогу и печаль, радость и счастье – слов нет! Бессловесное и переживающее существо нашего народа – суть нашего национального менталитета, душа нашей деревни. Чем помочь простым милым людям деревни, как передать  за их простотой залежи таланта, глубину страсти, боль потери, материнское горе и отцовскую скупую слезу. Все это  в  бессловесной душе русского человека.  Этот образ немого участия и вселенского переживания  поддерживается и финальной песней Егора Парфенова «Тишина, листва, туман…», ставшей выражением  глубокой русской печали.

Искусство должно учить добру. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, - говорил В. Шукшин.

С этим  он жил, в это верил.  А сейчас его герои убеждают в этом и нас. Наша сила  - в добром поступке!

Мария Рябцева, сайт "Уфанет"