• maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Антон Горынин

о спектакле "Милые люди"

 

«Милые люди» - это цельное драматическое произведение, сотканное из гениальных рассказов Василия Макаровича Шукшина. Тут есть место всему: и уморительным шуткам, и щемящей тоске, и жизни, и смерти.  Это потом окажется, что все герои спектакля жители одной деревни, а пока разглядываем каждого персонажа в отдельности, будто под микроскопом. Что делают, а! Что делают…

«Микроскоп».

Андрей  - персонаж исключительно положительный, потому что тянется к большой науке, к исследовательской деятельности с тем, чтобы избавить мир от пагубного влияния многочисленных микробов. Вот и снимает последние деньги со сберкнижки для покупки настоящего микроскопа, а жене говорит, что деньги эти потерял. Супруга впадает в истерику, когда узнаёт, куда на самом деле подевалось целых сто двадцать рублей. Женщина она приземлённая, далёкая от науки и идеи спасти мир, не понимает она своего мужа. Более того, Андрея – простого рабочего жаждущего состояться в науке – не понимает никто. Кроме дочери, которая, возможно, и станет знаменитым учёным…

В постановке народного артиста России Рифката Исрафилова эту историю разыгрывает настоящая семья: заслуженный артист России Борис Круглов, Алсу Шамсутдинова и их дочь Диана Круглова, которая живёт на сцене наравне со взрослыми, серьёзными артистами. Актёрская игра здесь не просто выразительная, но и пронзительная, чего только стоит финальный крик дочки: «Мама, не продавай!». Конечно, не продаст. 

«Сельские жители».

На сцене появляются герои следующей истории – доверчивая деревенская бабушка Маланья и её, как говорят сейчас, продвинутая не по годам внучка Шурка. Бабушка с придыханием читает письмо сына, который живёт в Москве и наконец-то зовёт их к себе в гости, советует лететь самолётом. Но, как это сделать? Как доехать до аэропорта? Где купить билеты? Тут-то и появляется местный пьяница Сергей, который, кажется, осведомлён в вопросах пассажирских авиаперевозок. Сосед с удовольствием во всех подробностях рассказывает односельчанкам как им можно долететь до Москвы, правда, большее наслаждение ему доставляет домашнее пиво Маланьи. Увлёкшись рассказом и крепким напитком, Сергей до того запугивает собравшихся в путешествие, что те уже и отказываются лететь. А то и правда  - упадёт самолёт и останется от них «триста грамм, вместе с одеждой».

Здесь надо отдать должное исполнителям роли Сергея  - заслуженному артисту России Сергею Кунину и Сергею Шахмутю, убедительно «пьянеющими» на сцене, у зрителя на глазах – а это одна из сложнейших актёрских задач. И жутко, и весело нам от монолога Сергея, смакующего все возможные опасности авиа перелётов…

«Привет Сивому!»

«О времена, о нравы!» хочется воскликнуть, глядя на то, что творится в этом рассказе. Интеллигентный Михаил (он же Мишель) с букетом цветов приходит к своей девушке Кэт и застаёт её в объятьях красавца в пёстрой рубашке и хрестоматийном трико Сержа. Вот и начинается своеобразное выяснение отношений через разговор Мишеля и Сержа о некоем, якобы общем, знакомом по прозвищу Сивый. Думаю, алкогольный угар Михаила здесь следует понимать как истерику интеллигентного человека с высокими моральными принципами, не понимающего как он может быть не единственным в жизни возлюбленной. «Ты тоже можешь приходить», - как ни в чём не бывало, заявляет ему подруга.

Постановка этого рассказа отличается изящной хореографией и эротизмом сквозящим в каждом движении, каждом слове, каждом взгляде. Однако цель постановщиков здесь не эпатировать публику, а заставить задуматься над тем, куда могут привести, так называемые, сводные отношения...

«Одни».

Об этой истории можно сказать так: смешно до боли в сердце. «…Да и начнём всё сызнова…» - от всей своей широкой души поёт музыкально одарённый старик Антип и тут же замолкает – не начнём, потому что дальше тишина. Имея цель выпросить у своей, пожалуй, слишком бережливой супруги шесть рублей на новую балалайку «простой шорник» Антип разыгрывает целый монолог, переходящий в несколько мощных музыкальных номеров о своей не реализованной одарённости. Растаявшая от воспоминаний молодости старуха выдаёт сумму не только на балалайку, но ещё и на чекушку. Это успех.

Эта не затейливая, но чрезвычайно трогательная история филигранно разыгрывается двумя ведущими артистами театра - Заслуженным артистом России Сергеем Тыщенко и Ларисой Толпышевой. Атмосферу старческой деревенской скуки создаёт назойливое жужжание мухи, а предваряет рассказ музыкальная инсценировка похорон Антипа и его любимой Марфы.

«Бессовестные».

Конечно не столько бессовестные, сколько несчастные. Одинокие. И у каждого своё одиночество. Малышева - женщина видная, темпераментная, но с молодости живёт одна, то ли просто не сложилось, то ли никак не может отпустить свою историю с бравым офицером, ведь все остальные мужики «и мизинца его не стоят». Глухов – занятный, обаятельный старик с огромной трагедией за душой, он потерял на войне трёх сыновей, а после ещё и овдовел. Вот и просит скромный Глухов свою подругу Малышеву практически сосватать его, такой же одинокой, как и они, старухе Отавиной. Действительно, ведь бывает – сходятся старики...     

Сватовство вот-вот сбудется, но не тут-то было, Малышева разряжается на бедных стариков гневным монологом о том, какие они бессовестные, что решили пожениться на старости-то лет. Однако, дело не в морали, а в том, что Глухов когда-то и к Малышевой приходил в сельсовет с предложением руки и сердца...

Постановка данного и смешного и трогательного рассказа решена через тему войны. В начале истории сельсоветский зачитывает фамилии бесчисленных погибших в бессмысленной и беспощадной войне молодых людей, среди которых и трое сыновей старика Глухова. «Не для меня придёт весна…» - лейтмотив данной постановки, насколько это уместно решать Зрителю.

«Мой зять украл машину дров».

А эта история бунта отдельно взятого зятя против материального и морального гнёта отдельно взятых тёщи и её дочери. Шофёр Веня не находит свою заначку, выясняется, что найдена и потрачена она была его женой на новую весьма симпатичную и уютную шубку. Вениамин в гневе, ведь снова не сбудется его давняя мечта купить новую кожанку и с шиком пройтись в ней по селу. На помощь дочке выбегает её мама – колоритная и властная дама в блестящем исполнении заслуженной артистки России Зинаиды Карпович (этот выход зрители всегда отмечают бурными аплодисментами). В ответ на претензии зятя она припоминает ему украденную некогда машину дров.  И не важно, что «всё в семью», тёща и жена пишут на Веню заявление в милицию. Вконец расстроенный Вениамин действует решительно – он заколачивает собственную тёщу в уличном туалете и в восторге от собственной находчивости ставит отметку «Не кантовать!».

Всё это было бы смешно, если бы не было так философично – так коротко можно сказать о постановке данного рассказа в театре драмы им. М. Горького.

«Стёпка».

Своеобразный апогей спектакля, когда на сцену выходят все персонажи, чтобы за одним большим общим столом отметить возвращение их молодого земляка Степана из тюрьмы, в которую он попал за драку. На удивление всем такой обаятельный в своей простоте Стёпка рассказывает, что в тюрьме вообще-то хорошо: и артисты к ним разные приезжают, и кино два раза(!) в неделю показывают, и не шибко охраняют… Здесь Шукшин мастерски намекает на драматичный финал истории. А пока самогонка рекой, песни, да пляски, всеобщее веселье, из которого виновника торжества выдёргивает участковый милиционер. Оказывается, Стёпка из тюрьмы своей сбежал, не досидев всего-то каких-нибудь полгода. Посетил Степан родную землю, что снилась ему по ночам на нарах, теперь снова в темницу ещё на два года.

Финал всего спектакля более, чем просто лиричен, это неутешительный итог – русская деревня, великий русский дух исчезает, растворяется, умирает, одна лишь Немая – «дура», которая так всех любила, плачет одна на стрелке часов, которые, не смотря ни на что всё ходят себе и ходят по кругу…

Антон Горынин