• maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Евгения Павлова

о спектакле "Северный ветер"

 

Давно известно, что взрослые любят сказки не меньше, чем дети.

Так что Игорь Якимов, ещё малоизвестный, но уже получивший диплом драматургического конкурса «Действующие лица», счастливо нашёл жанр своего дебюта: «философская притча». Но с другой стороны, это опасный выбор. Ведь в отличие от малышей у иных взрослых с годами вера в сказку только крепнет, и попытка намекнуть, что жизнь – это всё-таки несколько иное, вызывает их ярость. Вот эту-то пьесу поставил практически первым в стране областной театр драмы имени М. Горького. И его выбор можно только приветствовать. Не смутимся и мы, зрители, объявленной философичностью «Северного ветра». Не отказывая в ней, спешим заметить: пьеса И. Якимова проста, как правда.

В некотором царстве-государстве – так уж природа рассудила – дует постоянный ледяной ветер, из-за чего у кучки аборигенов зима бесконечна, лето коротко, жизнь невыносимо тяжела. Но они выносят! Им недосуг интересоваться, что там за горным хребтом. Но чужестранцу, невесть как попавшему в их снега, северные люди спасают жизнь. Пришелец – учёный Даль, движимый чувством благодарности и состраданием, изгоняет Северный ветер и вместе с новыми друзьями устраивает в расцветшей долине райскую жизнь, которая скоро кончается всеобщей сварой аборигенов, согласных теперь только в одном: учёного Даля изгнать, а лучше – убить. Можно назвать пьесу наивной. Но лучше не спешить. Ведь вечные наши задачки («кто виноват?», «что делать?» и «где выход?») автор не топит в бесчисленных нюансах, ему удалось привести их, как учили нас в школе на уроках математики, «к виду, удобному для логарифмирования». К примеру, можно «искать выход», то и дело оглядываясь на дверь, из-за которой недавно выползли еле живыми, но не лучше ли «искать вход»? В «разумное, доброе и (по возможности) вечное»? Уже совсем другое настроение... И оно в спектакле, поставленном народным артистом РФ Рифкатом Исрафиловым, есть! 

Играть притчу легко и трудно. Линия каждого персонажа жёстко определена, но на сцене он должен быть не аргументом в философском споре, а живым, полнокровным человеком. И какие же они разные, наши герои! Мудрый, сдержанный в проявлении чувств, умеющий обойтись со всем, что живое – человеком, деревом, цветком, – истинный Садовник народного артиста РФ Андрея Лещенко – это надёжная ось маленького мирка людей Северного ветра. И хотя он скорее других принимает «новые условия игры», умеет остаться в них тем же, каким был. Бастиан Дмитрия Воропаева – воплощение простодушного мужества и нерассуждающей силы. Вот уж в ком совсем нет простодушия, зато много дремлющей до поры до времени подозрительности и агрессии – так это в Мельнике заслуженного артиста РФ Сергея Тыщенко! Есть ещё Кузнец Романа Ефимова – круглый во всех отношениях, как перекати-поле. Темпераментная Аннерита – Наталья Ренёва и трепетная Эли – Альбина Демченко почти до кульминации остаются вещью в себе. Труднее всех пришлось Максиму Меденюку. Его Даль – человек-загадка. Даже и не человек, а ипостась божественной силы, посланной во спасение рода людского. Он творит добро бескорыстно, совсем не рассчитывая на благодарность. Он уже готов исчезнуть так же таинственно, как и возник, когда в райском уголке, подаренном им людям, и разгорается великая распря, – подопечных Даля осеняет: проще всего решать собственные проблемы за счёт ближнего своего! И никакой Даль им не нужен – теперь он просто опасен. Потому-то пришелец должен быть убит. С этим соглашаются все (кроме полюбившей Даля Эли) – кто молча и даже сокрушаясь, как Садовник, кто превозмогая отвращение к греху убийства, как Бастиан, кто по отсутствию своей воли, как Кузнец, а кто расчётливо и даже сладострастно, как Мельник. Но – все. Так кончается короткое путешествие северных людей в разумное, доброе и… (позволили себе вмешаться в некрасовскую строку) вечно наказуемое…

Путешествие в страну Северного ветра впечатляет интереснейшей работой художника – заслуженного деятеля искусств РФ Тана Еникеева. Сверкающие ледяные торосы, кажется, дышащие неземным холодом, величественны и неприступны. Этот образ вечности контрастирует с наивной прелестью зеленеющей поляны отвоёванного лета, придавая спектаклю надмирное звучание. Но голос спектакля (музыкальное оформление – заслуженный работник культуры РФ Тамара Пикулева) тоже в контрасте с философским спокойствием притчи – песни Владимира Высоцкого – боль и ярость живого человеческого сердца, не умеющего смириться с тем, что «… всё не так, ребята!».

Евгения Павлова