• maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Полина Кузаева, газета "Оренбуржье"

о спектакле "Лейтенант с острова Инишмор"

 

В областном драмтеатре за один спектакль умрут два кота и четыре человека.

 

Да-да, именно в такой последовательности. Сначала хвостатые, потом люди.  Посмотрев спектакль «Лейтенант с острова Инишмор», вы поймёте почему. Премьера ориентировочно назначена на май, репетиции идут полным ходом. На одной из них нам удалось побывать.  

 

В небольшом зале притушённый мягкий свет. Собралось здесь в это субботнее утро не больше пятнадцати человек. Чуть поодаль ото всех  режиссёр Александр Фёдоров. Глаза устремлены в центр комнаты – на условную сцену. На ней  режут трупы и пытают людей. Но это вызывает не страх, а смех. Всё построено на гротеске. Недостатки людей нашего времени, некие перекосы массового сознания увеличены во сто крат и поданы в совершенно иной плоскости. Данный приём позволяет диагностировать болезнь общества. А не это ли одна из главных целей искусства?

Сама история начинается с кота, которого главный герой любил больше всех на свете. Член террористической организации Падрайк  минировал автобусы и кафе. Калечил народ. И всё, как оказалось, ради родной Ирландии и своего котика.

- У нас в театре многие переживают за постановку и даже говорят:  «А может, не надо?» - рассказывает Фёдоров,- боятся, что публика не поймёт и не примет. Страшновато и мне. Но я не хочу решать за людей. Почему не поймут?  Несколько лет назад «Лейтенанта» с успехом поставили в московском театре юного зрителя.

Тем более, многое зависит от сценических решений. Говорю сразу, моя постановка будет существенно отличаться от тех, что ставили у нас и за рубежом.

Хочу, чтобы зрители смотрели и понимали, что люди часто бывают такими глупыми и наивными. Провозглашают идеи и лозунги, за которыми ничего не стоит. Отстаивая их, превращаются в простых бандитов. Всё строится на череде несоответствий. Один из персонажей борется за свободу, заявляя при этом, что его страна должна быть свободной и для наркоманов и воров.  Героиня пьесы, выступая за вегетарианство, калечит всех коров на своём острове. По её понятиям, никто из торговцев мясом не купит искалеченное животное. Какую деталь ни возьми – всё абсурд, вызывающий смех.

Кстати, в некоторых местах со сцены будут звучать нецензурные выражения. Но они оправданы стилистикой, - предупреждает режиссёр. Вот и на репетиции слышны «крепкие» выражения.

-Сейчас можно варьировать  монологи. Главное вжиться в образ героя. Понять его. Для этого недавно все ездили на пейнтбол. Я хотел, чтобы ребята пережили ощущения человека, когда в него стреляют. Получилось интересно, - говорил Фёдоров.

Любопытно было наблюдать, как он работал с труппой. Правда, ненормативная лексика  смущала. Невольно думалось: вот оно, веяние времени! Но, с другой стороны, если речь идёт о дегенератах, возомнивших себя властелинами мира, только так и изъясняющихся, то неужели нужно вкладывать в их уста литературные речи? Очень сложный вопрос. Но слышать со сцены мат не хотелось бы в любом случае. Слишком уж по-детски аргументировать его употребление стилистикой пьесы. Сила искусства как раз в том, чтобы, не говоря прямо, точно указывать на больное место.

Да, иногда нам  необходимо подносить к лицу зеркало. Плоское, как мир писателя Терри Праттчета, что покажет наше уродство, которое давно уже принимается за норму. Вдруг молодой человек, пришедший на спектакль, увидит в Падрайке  себя, когда он матерится в присутствии своей спутницы, которой только что признавался в любви? Или когда  ради «светлого будущего своей страны»  вступает в ряды откровенно нацистской организации.  Только настоящий эффект от этой аналогии будет достигнут, если при этом зритель не услышит от актёров ни брани, ни пошлых ругательств. Просто поймет это благодаря игре и таланту.

Удивительно современный текст пьесы. Как сшитое по заказу платье, он отражает и то, что происходит сегодня  на Украине. Пустые, но кровавые лозунги. И всё под предлогом борьбы за народное счастье.

А убивать скучно. Так скажет главная героиня. Кстати, в спектакле из восьми ролей лишь одна женская. На репетиции удалось посмотреть как на работу Анастасии Карасёвой, так и Юлии Каштановой, превратившихся в Мейрид  –  девушку-снайпера, мечтающую организовать террористическую группировку в защиту всех кошек Ирландии.

-Думаю, что  спектакль заставит людей о многом задуматься. Уверена, что выйдя из театра, они будут размышлять о нём всю дорогу домой. И даже засыпать с мыслями, которые он пробудил в них, - говорит Анастасия, и ей веришь.

Побывав на репетиции, захотелось поскорее оказаться на премьере, и вместе с оренбуржцами увидеть совершенно необычную для  нашего драматического театра вещь – резкую, смелую, эпатажную.  

Полина Кузаева, газета "Оренбуржье"