• Letuch korabl kirpich
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Надежда Емельянова
Она – воистину оренбургская капитанская дочка: её отец, выпускник военного авиационного училища им. Полбина, лётчик-штурман Павел Величко капитан по званию, к великому горю семьи, рано умер, когда дочке было всего 12 лет. В 1978 году она вернулась в родной город после учёбы. И так уж случилось, что одной из первых её ролей на оренбургской сцене стала Маша Миронова из пушкинской «Капитанской дочки». А четверть века спустя заслуженная артистка России Надежда Величко играла в спектакле, поставленном режиссёром Р.В. Исрафиловым, уже Василису Егоровну, мать своей любимой героини.
 
Иркутская история с оренбургским прологом
Даже сегодня, глядя на зрелую женщину, сформировавшуюся актрису, легко вообразить, какой она предстала перед публикой тогда, в роли Маши Мироновой: тоненькая, стремительная, наделённая девической непосредственностью, свойственной натурам, гармоничным от природы, Надя стопроцентно вписывалась в образ капитанской дочки, рождённый пером гения. 
Наверное, всё-таки фортуна или провидение вело её со школы, ведь именно там нашлась мудрая учительница Галина Алексеевна Кирпичникова, первая заметившая в девочке искру божью. В драмкружковских инсценировках Надя успела переиграть всю программную классику. Способствовало творческим увлечениям и музыкальное образование, полученное в лучшей оренбургской школе № 1 имени П.И. Чайковского. Был момент, когда родители прочили своей дочери музыкальную стезю. Однако судьба распорядилась по-своему.  
В 1974 году в Оренбург приехал Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова. По решению руководства иркутского театрального училища группа артистов, параллельно преподающих в актёрской школе, должна была во время гастролей провести экспериментальный набор из местных абитуриентов для своего профильного учебного заведения. Возглавлял группу заслуженный артист РСФСР Виталий Константинович Венгер. В числе будущих первокурсников оказалась и семнадцатилетняя Надя.  
Виталий Константинович Венгер стал её творческим педагогом на весь период учёбы. Спустя почти 35 лет, будучи уже народным артистом, лауреатом множества премий, академиком Восточно-Сибир­ской меж­регио­нальной академии наук педагогического образования, автором несколько книг, мэтр посвятил своей бывшей ученице Надежде Величко целую  главу в недавно вышедших мемуарах «Птицы небесные».  Хочется привести небольшой отрывок из его воспоминаний. 
«Среди молоденьких девочек была и Надя Величко, мало чем отличавшаяся от других ребят, – широко раскрытые глаза, ничего не понимающие в том, что придётся им преодолевать и чем заниматься, но с горячим желанием стать повелителями человеческих душ и сердец. Щупленькая, робкая Надюша, казалось, никогда не прорвётся к тайнам мастерства, не преодолеет барьера смелости, не обретёт уверенности в себе и той нахалинки, которые так необходимы в нашей профессии…
Однажды Надя показалась в отрывке из «Оптимистической трагедии» Вишневского в роли Комиссара. Таким образом, выявилась скрытая доселе тяга к характеру сильному, жёсткому. И ещё одна черта успешной творческой жизни Актрисы – она любит людей и каждого человека в отдельности, эта человеческая любовь вдохновляет Надежду Павловну на поиски самых сокровенных, глубинных черт в женщинах, которых она воплощает на сцене. Сегодня трудно поверить, что робкая курсовая девочка Надя, которая попыталась в самостоятельной работе взять свою студенческую высоту в роли Комиссара, выросла в интереснейшую Актрису, излучающую женскую энергию, завидную женственность, внутреннюю и внешнюю красоту, человеческую притягательность, пришедшую с опытом к зрелости и мудрости. Будучи мастером сцены, она искренне удивляется определению «состоявшаяся актриса» – замечательное качество! Регалии и всевозможные награды не вскружили ей голову, она до сих пор в поиске свежего звучания ролей. Заветы мои курсовые живы, и это меня радует». 
 
Не разрушайся, душа человеческая!
Отработав первую пятилетку в труппе Оренбургского драматического театра, Надежда поступила в ГИТИС, на заочное отделение (мастерская профессора Д.Г. Ливнева). В сентябре 1990-го с двухмесячным сыном на руках (Андрюша родился через десять лет после первенца Димы), в сопровождении мужа Владимира – верного спутника по жизни и врача по профессии – она отправилась в Москву играть дипломный спектакль. Пока мама выкладывалась на сцене, отец нянчился с младенцем. 
С годами взрослела актриса, взрослели и её героини. Создав целую галерею ярких, характерных современниц, с не меньшей достоверностью она воплотила образы крупных, колоритных личностей, на которых лежит печать иных эпох, иных национальных традиций. Такими были Мария Стюарт и леди Мильфорд из пьес Шиллера и даже Олимпия в комедийной постановке «Олимпия, или Меня любил король» Мольнара. Эти роли сыграны Надеждой Величко в первой половине 90-х годов, как и нестареющие персонажи классиков русской литературы – Марья Антоновна из «Ревизора» Н. Гоголя, Настасья Филипповна из «Идиота»                                                        Ф. Достоевского, Варвара из спектакля «Гонимые бесом», поставленного по горьковской пьесе. Для актрисы это был один из самых плодотворных периодов. О его значимости можно судить по тому, что в 1995 году она стала заслуженной артисткой России, – закономерный итог большой работы.
Этапной стала для неё Раневская, признанная лучшей женской ролью года и награждённая спонсорской премией «Нефтяная компания «ОНАКО» – театральным звёздам Оренбуржья». Тогда, тринадцать лет назад, «Вишнёвый сад» А. Чехова воспринимался обострённо: события, происходящие в спектакле, вдруг наполнились особым содержанием, совершенно по-новому соотносясь с приметами наступившей действительности. Словно шестым чувством актриса угадала душевное состояние чеховской героини и через психологический рисунок её характера показала, как личная житейская драма перерастает в трагедию исторического краха того социального сословия, которому принадлежала Раневская. Всякий раз пронзительная интонация, с которой актриса произносит знаменитый монолог: «Весь, весь белый! О, сад мой!..», звучит как последняя оборванная струна на скрипке безвозвратно гибнущей эпохи. Кажется, устами своей героини Надежда Величко от имени всех нас взывает к небу, заклинает: не умирай, не исчезай, не разрушайся, душа человеческая! 
 
Точность до взмаха ресниц
Начало нового тысячелетия ознаменовано для неё целым рядом разноплановых ролей – и главных, и второстепенных. Из них, как из мозаики, складывается актёрская судьба.
В 2002 году её актёрский багаж пополнился Лаурой в драме «Отец» А. Стриндберга. В сложнейших перипетиях взаимоотношений между персонажами спектакля Надежде выпало создать непривычный для российского зрителя характер. Чтобы проникнуть в глубины чужого и по сути чуждого русской ментальности мировосприятия, понадобились не просто профессиональные способности, но личностные волевые качества, необходимые для столь кардинального перевоплощения. И они нашлись. 
В мае того же года труппа осуществила творческую поездку в Москву. В гастрольную афишу был включён и «Отец». После спектакля состоялось обсуждение, в котором приняли участие известные столичные театроведы. Они единодушно отметили высокий профессиональный уровень постановок художественного руководителя Рифката Исрафилова. А вот оценка главного редактора журнала «Страстной бульвар» кандидата искусствоведения Натальи Старосельской: «Совершенно замечательная Лаура – актриса Величко. Я видела несколько спектаклей по пьесе «Отец» – очень тяжёлая роль, очень тяжёлая пьеса. Величко играет великолепно! Она настолько точна, у неё так всё, до взмаха ресниц, отработано. От неё оторваться невозможно. Она ведёт свою игру очень тонко и точно…»
Драма «Отец» была показана и на Белгородском театральном фестивале «Актёры России – Михаилу Щепкину». На нём присутствовала целая группа московских критиков, театральных деятелей и журналистов, среди них заместитель художественного руководителя академического Малого театра (Москва) В.В. Подгородинский, главный редактор газеты «Театральное дело» А.А. Кузнецова, театральный обозреватель член Международной академии театра Н.С. Жегин. Оценивая спектакль в целом, заместитель председателя конфедерации кинематографистов России, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России К. А. Щербаков подчеркнул: «Конечно, блистательный  актёрский дуэт Олега Ханова и Надежды Величко. Очень важно, чтобы главные герои в этом спектакле были художественно равнозначны, потому что идёт опасное противоборство, в котором не может быть игры в поддавки. Это достойные, страшные и знаковые партнёры в известной человеческой игре – игре между мужчиной и женщиной. Местами просто шекспировская сила страсти, разрывающая, уничтожающая людей, убивающая души. Идёт противоборство – низкое, на уровне инстинктов и одновременно трагическое, величественное. Вот как это актёры сумели соединить – низость и высоту в каких-то крайних своих проявлениях – это дорогого стоит!»
За роль Лауры Величко получила губернаторскую премию «Оренбургская лира» и номинировалась на Государственную премию РФ.
 
Чужая боль как собственная
Областной премией «Лучшая актёрская работа года» отмечена и роль Тамары Николаевны в спектакле «Между чашей и губами» в постановке Р. Исрафилова. Пьеса написана современным петербургским драматургом Андреем Кутерницким. В основу сюжета положена достаточно типичная история жизни небесталанного художника, потерявшегося в новых условиях российской действительности: его профессиональные возможности не востребованы, а потому  материальная сторона жизни постепенно подавляет творческий потенциал. Но бытовая дисгармония отступает на второй план, когда в семью, где муж давно охладел к жене и находит утешение в романе с молодой любовницей, приходит настоящее горе: сын возвращается из «горячей точки» инвалидом. Вот тогда стандартная мастерская художника превращается в эпицентр, где судьбы действующих лиц, пересекаясь, искрят, как высоковольтные провода. И, пожалуй, самой трагичной фигурой в этих перипетиях  оказывается Тамара Николаевна. Кто может быть несчастнее жены, преданной мужем, и одновременно матери, потерявшей сына?! Героиня Величко страдает, отчаянно ищет выход из тупика, пытается спасти семью, но гибель сына разрушает все надежды… Трагическая женская судьба воссоздана актрисой достоверно, сильно, искренне, и потому Тамара Николаевна трогает зрительские сердца до слёз, заставляет каждого, кто приходит на спектакль «Между чашей и губами» чувствовать её боль как собственную.
 
«Я – адвокат своим ролям…»
Спектакль «Прощальная гастроль князя К.» по Ф.М. Достоевскому был поставлен под Надежду Величко и приурочен к её юбилею. Естественно, что бенефисной ролью стала Марья Александровна Москалёва. И вот что можно заметить, следя за поступательным движением актрисы на пути от роли к роли. В каждой из них на первый план выходит не просто женское, но материнское начало, которое с годами всё более явственно преобладает в характере самой Надежды Павловны. Это свойство собственной натуры она так естественно передаёт своим персонажам, что разъединить подобное органическое слияние уже невозможно. Материнская любовь, одухотворённая актёрским талантом Величко, готова на любые жертвы во имя защиты своего дитяти. Именно сверхвысокий накал любви, о которой однажды сказано – «слепая», вызывает в зрительном зале ответную волну сопереживания, и кому? – отрицательному, по сути, персонажу! Почему? А потому, что стремление Москалёвой выдать дочь за престарелого князя продиктовано материнским инстинктом – ведь она делает это ради будущего благополучия своей Зиночки! Вот почему героини Величко так искренни и убедительны даже в своей неправоте. И то, как актриса проживает их сценические судьбы – на пределе чувств и эмоций, – не может не покорять публику.
Интересно, как сама Надежда Павловна видит свою профессию.
– Как мать защищает своих детей, даже если они не правы, так я – адвокат своим ролям, – говорит она. – Пусть мои героини не праведницы, они обычные люди – грешные, как и все мы. Многие ли из нас ведают, что творят?.. Слава богу, если однажды опомнишься и поймёшь – нельзя так поступать. Всегда помню слова Станиславского о том, что абсолютно отрицательных типажей нет. Мне очень важно знать, какие импульсы пойдут от меня в зрительный зал. Я хочу, чтобы шли свет и добро.
– А как же правда жизни? – пыталась возразить я.
– Если уж необходимо присутствие негатива, надо сделать так, чтобы люди могли увидеть и поверить: зло рано или поздно будет наказано, – убеждённо ответила Надежда Павловна. – Даже в самом несимпатичном образе всегда можно найти импульсы добра. Искусство – любое – зародилось ведь не для того, чтобы отталкивать людей бессмысленной демонстрацией человеческих пороков. Его высшее предназначение в проповедническом, воспитательном влиянии. Искусство, в том числе и театральное, призвано очищать, помогать жить, а не заводить в бездуховные тупики.
 
Везёт тому, кто везёт
Художественный руководитель театра, народный артист России, лауреат Государственной премии Рифкат Исрафилов однажды дал ей точную характеристику: «Есть хорошая поговорка: везёт тому, кто везёт. Надежда Величко – человек надёжный и верный своему слову. На ней во многом держится репертуар театра. Таких, как она, не могут сломить даже самые сложные обстоятельства. В нелёгкие 90-е годы актриса нашла творческое спасение, создав с помощью «Облкиновидео» театр-студию «Антреприза», играла в кинотеатрах области. Для ветеранов и подрастающего поколения она написала и поставила литературно-музыкальную композицию о Великой Отечественной войне, в которой использована кинохроника, бесплатно выступала с ней в городах и районах области. Будучи личностью художественной, преданной однажды выбранной профессии, Величко всей своей жизнью воплощает завет Станиславского: «Пусть актёры отдадут своему творческому аппарату столько же внимания, сколько дарил его своему инструменту скрипач Страдивари».    
А вот о чём вспомнил тогда ещё директор департамента по культуре и искусству (ныне заместитель министра культуры, внешних и общественных связей) Виктор Ренёв, вручая Надежде Павловне на её бенефисе Почётную грамоту Законодательного собрания и правительства области: «В программе торжественного концерта в честь юбилея Победы в Великой Отечественной войне, который я режиссировал, недоставало эпизода о единстве фронта и тыла. Им стало письмо колхозницы на передовую мужу-солдату. Никто не ожидал, что проходной, на первый взгляд, номер окажется ключевым. Но это случилось, потому что письмо прочла Надежда Величко. Сколько же  таланта и душевных сил нужно было вложить в слово!»
И совсем недавний эпизод из насыщенной творческой жизни актрисы. В областной юношеской библиотеке проходила встреча, посвящённая 300-летию П.И. Рычкова, в ней самое активное участие приняла Надежда Величко. В её исполнении прозвучали монологи из спектакля «Капитанская дочка». Не ограничившись чисто исполнительской задачей, Надежда Павловна рассказала собравшимся историю этой постановки в нашем театре, об актёрах, воссоздавших на сцене реальных и литературных персонажей, а также о событиях, описанных Александром Сергеевичем в своей повести, и о том, что первым о них поведал в своих трудах  Пётр Иванович Рычков.
Вообще же общественная роль Надежды Павловны по значимости своей вполне соразмерна её творческому таланту. Более 15 лет она член президиума областной организации «Совет женщин», по её личной инициативе и при непосредственном участии были осуществлены многие благотворительные акции, направленные на возрождение в обществе духовных ценностей, воспитание молодёжи на основах мораль­но-нрав­ствен­ных, граж­данских и патриотических позиций. Назову лишь некоторые из них. Совместно с дирекцией драмтеатра проводились акции «Театр для молодой семьи», «Семья в драматургии», «В театр – вместе с папой» с приглашением отцов с детьми и семей для просмотра и последующего обсуждения специально выбранных по тематике спектаклей.
Проект Н.П. Величко «Это нужно живым», разработанный в рамках Всероссийской акции  «Волна памяти», посвящённой 65-летию Великой Победы, в 2010 году был удостоен государственной стипендии Союза театральных деятелей России. Как член правления местного отделения СТД РФ, она участвует в социально востребованных творческих проектах, таких как «Путешествие в сказку» (совместно с областным театром кукол), «Читает мама – читает семья» (совместно с областной юношеской библиотекой), региональный конкурс «Отцовство – дар и долг (совместно с отделением партии «Единая Россия») и другие. Совместно с председателем Оренбургского областного  отделения СТД, народным артистом России Андреем Фёдоровичем Лещенко Надежда Павловна находит спонсоров, благодаря чему члены СТД, достигшие пенсионного возраста, получают материальную помощь. Работая по направлению «Духовность. Культура. Здоровый образ жизни», Надежда Павловна занималась  с молодожёнами в «Школе семейного счастья» при городском отделении ЗАГСа, а в президентском кадетском училище проводила мастер-класс «Развитие творческой личности на основе культурных традиций». Многие годы она, как член общественного совета центра духовно-нравственного просвещения Оренбургского государственного университета, является непременным участником благотворительных концертов для студентов и молодёжи города, тематического лектория «Клуб замечательных людей».    
За многолетний вклад в развитие театрального искусства и активную общественную деятельность в 2010 году актриса награждена высокой общественной наградой – орденом «Служение искусству» II степени, а также памятной медалью Союза женщин России. Не однажды она удостаивалась других наград – почётных грамот – губернатора области, Союза театральных деятелей России, благодарственных писем администрации Президента РФ, политсовета регионального отделения партии «Единая Россия» и местного Законодательного собрания. За постоянную поддержку масштабных гуманитарных инициатив в 2011 году имя Н.П. Величко внесено в книгу «Золотой фонд наций» Международного Союза благотворительных организаций «Мир Добра».  
Итак, Надежда Величко сыграла в оренбургском драмтеатре более ста ролей, создав собственную галерею сценических женских портретов, которые привлекают неизменной убедительностью и глубиной. А ведь они такие разные! Казалось бы, как один человек может воплотить такие непохожие образы?! Только представьте: сегодня она деревенская простушка Валя из «Прибайкальской кадрили», а завтра – эксцентричная Настасья Филипповна из «Идиота». Таких персонажей-антиподов  можно насчитать не один десяток. Вот мучимая сомнениями донья Эльвира из «Дон Жуана», а вот – отчаянно любящая, своенравная Жозефина из «Корсиканки». Или две иные полярные героини – бравирующая своей аристократичностью, страстно влюблённая Аркадина из «Чайки» и – сердобольная, но бесстрашная перед лицом врага Василиса Егоровна из «Капитанской дочки». Наконец, старостиха Малка – русская баба из Киевской Руси (на мой взгляд, самый живой и яркий персонаж в «Ярославе Мудром»), которая не боится сказать правду-матку в глаза самому князю, и – представительница другой эпохи и страны, непримиримая королева Елизавета, вовлечённая в смертельно опасные дворцовые интриги из «Ричарда III».  
Как сама Надежда Павловна не раз подчёркивала в разговорах с журналистами, она не вживается в роль, а живёт ею. Потому-то её творческая судьба не только вместила в себя сто разных имён: актриса трансформировала собственный облик в сто других ликов и характеров, чтобы стать своего рода матрицей для обобщённого типажа Женщины всех времён и народов.