• gastroli Obrazcova
  • Obrazcov gastroli
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Может ли фильм или спектакль, в котором пусть и с изрядной долей юмора показаны события гражданской войны, не иметь политического подтекста? Думаю, нет. Не для того в свое  время создавались  такие пьесы, как «Свадьба в Малиновке» (1937 года рождения!), послужившая в 60-е основой для популярной музыкальной кинокомедии,  а сегодня -  для одноименной постановки областного театра драмы.  Может ли такой спектакль превратиться в яркое, захватывающее, динамичное действие, полное неподдельных эмоций и безудержного веселья? Конечно, да, что и доказала недавняя премьера.

Сравнение с удачным киновоплощением в таких случаях неизбежно.   Но, посмотрев старый фильм, убеждаешься, что и неуместно. Это как сравнивать когда-то модный, добротно сшитый, но уже изрядно поношенный и поблекший костюм с современной качественной вещью.  Общее у этих «Свадеб…» - только слова. Помните: «Трубка 15, прицел 120, бац-бац… и мимо!», «И шо я в тебя такой влюблённый, а?», «Ты мне дай такую работу, чтоб все работали, а я на них кричал»?  Но, учитывая, что театр  сделал свою редакцию по вариантам разных лет, даже в этом  смысле спектакль, поставленный народным артистом РФ Рифкатом Исрафиловым,  обогатился, и, наверное, скоро в народ пойдут свежие цитаты. То же можно сказать и  о,  казалось бы,  знакомых образах: у каждого персонажа появилась своя  изюминка, свой характер, наполненный  новым содержанием.

 Безусловно, успеху постановки  способствует музыка,  искусно подобранная музыкальным руководителем Тамарой Пикулевой, и песни, вживую исполненные драматическими актерами. Когда во время встречи со зрителями после спектакля кто-то усомнился в их вокальных возможностях,  Максим Меденюк, сыгравший влюбленного пастуха,  спел свою партию а-капелла. Но еще более важно то, что дают жанру музыкальной комедии  возможности театра драмы.  В атмосфере добродушного народного юмора, типичных деревенских сценок раскрываются по-настоящему глубокие образы.

События музыкальной комедии "Свадьба в Малиновке", как известно, разворачиваются в годы Гражданской войны. Вот так вот, брат на брата идет, а все поют и танцуют – не только от радости, но и, выражая гнев, печаль и страсть, которую невозможно сдержать. Эти массовые сцены (а всего в спектакле занято 45 человек) особенно эффектны, и остается только удивляться, как режиссеру и хореографу удалось синхронизировать их действия, сохранив при этом индивидуальность каждого героя. А мы, зрители, затаив дыхание, как будто смотрим в трубочку волшебного калейдоскопа, где одна сочная картинка сменяет другую.  И, кажется, что  все  45 актеров   одновременно живут  на сцене, а село Малиновка существует на самом деле.  Остались в нем преимущественно одни бабы, отношения между которыми  накалены до предела. Маленькая искорка, одно обидное замечание  Трындычихи (Мария Губанова) в адрес Комарихи (Алсу Шамсутдинова) – и вспыхивает пламя настоящего скандала, потушить который не в силах даже видавший виды дед Нечипор ((заслуженный артист РФ Александр Папыкин).  И хотя наши актрисы внешне  не очень  похожи на дородных украинских селянок, колорит таких разборок им удается передать очень достоверно.   Как и женскую тоску, неизбежную спутницу войны. Но особенно пронзителен  образ Софьи (Наталья Ренева), много лет назад потерявшей мужа. Даже если бы актриса не произнесла ни слова, ее взгляд, походка, сдержанная улыбка, обращенная к дочери – только это передает столько скрытой боли, терпения и надежды, свойственных, наверно, всем женщинам, и русским, и украинским.

  Власть в селе  постоянно меняется, жители не успевают угождать то белым, то красным, то серобуромалиновым.  А тут явилась банда Грицко (заслуженный артист РФ Борис Круглов), персонаж насколько зловещий, настолько и комичный.  Особенно в обрамлении своих приспешников – знаменитого Попандопуло (Андрей Иванов), сменявшего пулемет на модные штаны,  и Марго Рыжей (Татьяна Вдовина).  Их образы выписаны так гротескно, так изысканно сатирически, что только ради этой троицы стоит посмотреть спектакль. Возомнив себя всесильным паном-атаманом Грицианом Таврическим, Грицко  задумал жениться на влюбленной в пастуха  красавице Яринке (Альбина Демченко). Вы, конечно, помните, что ничего у него не вышло. Девушка была спасена, а бандиты разгромлены  благодаря хитроумному плану командира отряда бригады Котовского  (заслуженный артист РФ Сергей Тыщенко).   Но в ожидании счастливой развязки напряжение не спадает, и зритель, знающий эту историю наизусть, искренне сопереживает страданиям героев. Заканчивается спектакль зажигательной украинской свадьбой и …современным флагом Российской Федерации, который разворачивают под известные слова: «Власть больше не меняется!»

Если не все, то многие, вероятно, вспомнили про ставший российским Крым и про  Новороссию, где  идет война, и до вывешивания  флага, похоже, еще далеко.  Что бы там ни говорили, ассоциация напрашивается сама собой.  В марте 2012 года местные националисты потребовали запретить к показу на Украине музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке», кстати говоря, написанную украинскими авторами. Поводом стала ее постановка в Житомире в исполнении артистов театра «Петербургская оперетта». Протестующие утверждали, что  «подобные произведения имеют откровенное реваншистское направление и пропагандируют „Русский мир“»,  что украинцы  показаны в пьесе «пьяницами и ворами, а отряды местной самообороны, защищавшие украинские земли от московско-большевистских орд, названы бандами».

Конечно, высказывания героев «Свадьбы…» бьют не в бровь, а в глаз: 

- И все мои ребята стоят за свободную личность, - говорит Грициан, всякий раз  в качестве аргумента использующий револьвер.

- Значит, будут грабить… - привычно вздыхают жители Малиновки.

 

 Кто мог предвидеть, что старая комедия, спустя многие годы,  будет настолько актуальна и для кого-то даже оскорбительна?  Однако, по словам постановщиков, оренбургская «Свадьба» преследует совсем другие цели – примирительные и объединяющие.   Великолепно костюмированное театральное действо, насыщенное  лиричной и зажигательной украинской музыкой, песнями,  сцена, оформленная картинами украинской художницы – все это не только знакомит нас с бытом этой страны, но и  показывает, как много у нас общего.