О путешествиях наших современников в военное прошлое снято немало известных фильмов. Их сюжеты очень похожи: юные циники, иваны, не желающие помнить родства, через некую временную воронку попадают в самое пекло Великой Отечественной. Лицом к лицу встречаются со смертью и с героями, заслонившими от нее будущие поколения. И возвращаются оттуда совсем другими людьми. Такое впечатление, что авторы этих картин убеждены: иначе как методом шоковой терапии до умов и сердец «иванов», понятия не имеющих об истории своей великой страны, не достучаться…
В постановке Рифката Исрафилова по пьесе Павла Рыкова «Позови меня в прошлое» мы тоже встречаем разгуливающую по городу веселую студенческую компанию, презирающую всякую музейную пыль. А тут как раз акция «Ночь музеев»: вход бесплатный, и броди по залам хоть до утра. Может, зайти? Ну, нет, лучше в ночной клуб! Так же привычно среднестатистический молодой человек, не открывая, отбрасывает «скучную» книгу и всерьез и надолго включается в компьютерную игру. Но двое из этой компании, парень и девушка, устав от шума и суеты, остаются. Даже не предполагая, что им откроется в музейной тишине.
Автор пьесы пощадил своих героев. Студентам не дают в руки автоматы, не выводят не передовую, не берут в плен и не пытают в гестапо. Но они вместе со зрителями становятся свидетелями того, как все это происходит с реальными историческими персонажами либо родившимися, либо долгое время прожившими в Оренбурге. Музейные экспонаты оживают, герои выходят из витрин, и информацию о необыкновенных событиях мы получаем, будто из первых рук.
Учитывая, что замысел пьесы не нов, и каким будет дальнейшее развитие событий ясно практически с первых минут, главный интерес заключается, пожалуй, в том, о чем именно поведают зрителю музейные персонажи. Конечно, объять необъятное, а именно тему войны, невозможно. И здесь акцент на героях, так или иначе связанных с нашим краем, вполне оправдан. Имя уроженца Шарлыкского района, Героя Советского Союза поэта Мусы Джалиля, как будто бы, известно всем. Его памятник установлен в центре города. Именем автора «Моабитской тетради» названы школы и библиотеки. Но даже те, кто их посещает, вряд ли имеет хоть какое-то представление об этой личности. А он, изначально получив духовное образование в медресе «Хусаиния», работал инструктором укома комсомола, окончил МГУ, редактировал столичные журналы. Будучи на фронте, попал в плен, возглавив там антифашистское подполье. Джалиля называют татарским поэтом, но в спектакле есть сцена: накануне казни, разговаривая с черным муллой, своеобразным альтер-эго поэта (актер Сергей Шахмуть), Муса (в исполнении актера Радика Дибаева) не раз повторяет: я – русский, и все, кто воевал рядом со мной, якуты, украинец, таджик – они тоже считали себя русскими. Представителями единой нации, большой и сильной, победившей фашистов, которых кормила и вооружала вся Европа. Вероятно, и немец по отцу, рожденный в Оренбурге участник подпольной организации «Белая роза» Александр Шморель, казненный гестаповцами и в 2014 году причисленный к лику святых никогда не забывал, что в его жилах течет и русская кровь. Эти сцены в спектакле самые трагичные. И хотя постановщики (режиссер Рифкат Исрафилов, ассистент режиссера Булат Хайбуллин) намеренно уходят от смакования жестокости, все удары и пытки абсолютно условны, актеры играют так, что зритель начинает чувствовать и физическую боль героев, и огромные душевные страдания, выпавшие на долю совсем молодых людей. Напомню, Шмореля казнили в 25, Джалиля – в 38. Мусу Джалия, несмотря на многочисленные доказательства участников подполья, долгие годы считали предателем Родины, его реабилитация началась только в 1953-м после статьи Константина Симонова. Думаю, зрителям спектакля «Позови меня в прошлое» захочется прочесть и ее, и другие материалы о мужественном поэте и других не менее замечательных, но чуть ли не позабытых личностях. И они убедятся, что это чтение во много раз увлекательнее любого приключенческого бестселлера.
Кстати, дважды Герой Советского Союза Александр Родимцев, именем которого названа улица в областном центре, тоже родом из Шарлыка. Кажется, только таким и мог быть настоящий русский военачальник, каким показал его в спектакле заслуженный артист России Сергей Тыщенко – закаленный в боях, видевший все ужасы войны, но не потерявший ни способности к состраданию, ни чувства юмора. Родимцев в спектакле – не гранитный памятник, а живой человек, который в освобожденном концлагере, среди человеческого пепла радуется рождению новой жизни…
А вот в начале спектакля некий оренбургский обыватель (заслуженный артист РФ Сергей Бухаров) радуется нападению фашистов. Наверное, были и такие. И осталось в городе (он тогда Чкаловым именовался) и области немало молодых матерей-солдаток, тоскующих и ожидающих писем с фронта. Но разве условно мирная жизнь в этом заключалась? Она и в тылу шла по законам военного времени, под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». И ее движение определяли совсем другие персонажи. Полуголодные подростки, которые по 16 часов стояли у станка, старики, женщины и дети, тянувшие на себе все сельское хозяйство, кормившее в основном фронт, тоже совершали здесь свой подвиг. Возможно, не меньший, чем наш земляк Михаил Клипиницер, чей образ вечно спешащего и готового жизнью рисковать ради нескольких строчек в газете военкора воплотил на сцене неподражаемый Сергей Кунин. Или соавторы песен «Соловьи», «На солнечной поляночке» оренбургский поэт Алексей Фатьянов и знаменитый композитор Василий Соловьев-Седой, эвакуированный в Чкалов. Но ведь и о них сегодня почти ничего не знают!
-Не знают, и знать не хотят! – не раз и не два с горечью восклицает мудрая и терпеливая смотрительница музея (заслуженная артистка России Надежда Величко).
- Не знаем, и знать не хотим!? – чуть ли не с ужасом осознают вдруг юные посетители.
Мысль, кстати, тоже не нова. Но, наверное, это как раз тот случай, где повторение должно сыграть свою благотворную роль.