• gastroli Obrazcova
  • Obrazcov gastroli
  • maket premiera
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • Letuch korabl kirpich

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Молодая актриса Негина, обещавшая тихую, честную семейную жизнь своему жениху студенту Мелузову, в одну ночь решается уехать с «миллионщиком» и меценатом Великатовым. Стремление к роскоши, беззаветная преданность сцене или страстная любовь – что все-таки движет поступками героев? И способна ли творческая личность, несмотря на обстоятельства, сохранить свои принципы? По замыслу режиссера Александра Федорова, его сценическое воплощение знаменитой пьесы Островского должно было стать своеобразным исследованием на эту тему.

Пьеса «Таланты и поклонники» открывает перед нами мир театрального закулисья, чьи законы, считает Федоров, по большому счету, остались такими же, какими были почти полтора столетия назад. «Таланты для меня - это люди творческие, актеры, музыканты, художники. А поклонники – те, кто любит театр, ненавидит, завидует. И сейчас есть влиятельные поклонники, которые используют искусство в своих целях, - говорит режиссер. - Мы хотели показать их взаимозависимость и противостояние».

События в спектакле разворачиваются вокруг предстоящего бенефиса молодой провинциальной актрисы Александры Негиной. Ей аплодирует публика, она делает сборы, ее талант признан, но, как считают «отцы города», она «не оживляет общества», то есть не готова принимать всеобщие ухаживания. Негина и впрямь выглядит белым голубем в стае ворон, как отмечает ее преданный поклонник, в свое время разорившийся на меценатстве, но так и не утративший любви к театру Мартын Нароков (заслуженный артист РФ Юрий Труба). Руководствуясь самыми чистыми намерениями, она хочет совместить несочетаемое: выйти замуж за бедного студента Мелузова, который учит ее «всему хорошему», но большего пока предложить не может, и одновременно блистать на сцене. А ведь только гардероб актрисы чего стоит!

Впрочем, отказать старому развратнику князю Дулебову (даже в исполнении обаятельнейшего Сергея Кунина) не велика честь. Сказать «нет» грубому чиновнику Григорию Бакину (его играет Дмитрий Гладков) – тем более. Другое дело – Иван Семенович Великатов! В образе, созданном народным артистом РФ Андреем Лещенко, кажется, есть все, чтобы расположить к себе самую неприступную молодую особу. Внушительная внешность, сдержанные манеры и никакой фамильярности. Он благоволит ее жениху, ведет задушевные беседы с матушкой – «совсем простой женщиной», при этом с хорошей житейской хваткой (идеальной в этом образе заслуженной артисткой РФ Надеждой Величко), неприличных намеков себе не позволяет, а материально помогает исподволь, через третьи руки. И у него – такие лошади! Последнюю фразу с восхищением произносит девушка, еще не осознавая, что стала той самой рыбкой, проглотившей золотую наживку.

И все-таки – не красивая жизнь, а единственная в ее положении возможность реализовать себя на сцене (у Великатова есть свой театр!) заставляет Негину сделать трудный для нее выбор. Сам Островский пишет, что очень сопереживает провинциальным артистам, но ни в коем случае не осуждает их - у каждого человека искусства должен быть свой покровитель.

Но как не просто смириться с такой правдой жизни! Весь спектакль мы видим, какие внутренние противоречия приходится переживать одним героям и какую сложную игру вести – другим. Кто знает, какие бури страстей скрывает за маской равнодушия Великатов, влюбленный в Негину с первого взгляда? И как быстро высохнут ее слезы по мечтам о тихой, честной жизни?

Мелузов в одной из финальных сцен изображает ту самую лошадь, которая запряжется и повезет Негину к сытому счастью. Мы видим, что «лошади» приходится прилагать неимоверные усилия. А в реальности смог бы он сдержать свое обещание?

 Особое впечатление производит и сцена их прощания на вокзале, сыгранная на высоте подлинного трагизма. И пусть отрезанная коса (бывшему жениху на память) иногда вызывает смех в зрительном зале, мы же помним, что поздний Островский любил смешивать комизм с драматизмом. А в данном воплощении комедия «Таланты и поклонники» превращается скорее в психологическую драму.

В первоначальном варианте она называлась «Мечтатели» и заканчивалась словами: «Когда царят грубая сила, цинизм, поэзия складывает крылышки и робко удаляется». Но Мелузов, возможно чересчур увлеченный Писаревым, остается благородным Дон Кихотом, готовым до конца жизни бороться со злом. Хотя однозначного ответа на вопрос, что есть зло, а что добро, где плюс, а где минус, в этом спектакле нет. Зрителю оставляют возможность поразмышлять и дать свою оценку. Особенно интересно, что в постановке занято три актерских состава (только в роли Негиной – такие разные Лейла Гусейнова, Юлия Каштанова и Наталья Ренева) и каждый создает свои характеры героев классической пьесы.