168 театральный сезон

театр основан в 1856 году

(3532) 77-94-84 (3532) 77-43-19

г. Оренбург, ул.Советская 26

Касса: 9.00-19.00, перерыв 14.00-15.00

Памяти театрального художника

01.04.2022 г.

1 апреля 2022 года исполняется 115 лет со дня рождения театрального художника заслуженного деятеля искусств РСФСР Серафима Николаевича Александрова (1907-1982).
С 1925 по1930 гг. учился в Саратовском промышленно–художественном техникуме, работал в Самарском театре оперетты, Пензенском драматическом театре. В 1936 приехал в Оренбург, где стал художником областного драматического театра, в котором проработал почти 40 лет. Здесь он оформил более 150 спектаклей, многие из которых вошли в театральную сокровищницу ("Великий государь" по пьесе В.Соловьева, "Дикарка" А.Н.Островского, "Ромео и Джульетта" В.Шекспира, "Власть тьмы" Л.Н.Толстого и др.). Сохранившиеся театральные эскизы, эскизы костюмов свидетельствуют о том, каким талантливым, постоянно ищущим театральным художником был Александров, умевший в оформлении пьесы раскрыть образное начало драматургического произведения. В 1957 Александрову было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".
Серафим Николаевич также успешно занимался станковой живописью. Им создана замечательная серия портретов деятелей культуры Оренбуржья (Д.Н.Фомичева, А.Я.Покидченко, С.М.Лубэ, Н.А.Плешкова, Л.Н.Большакова и др.). По наблюдениям искусствоведов, проникновенным лиризмом исполнены пейзажи края. Художник в совершенстве владел техникой пастели, позволявшей ему достичь чистоты цвета, благородства тональных решений.
Из книги о художнике:
«… Александров несколько десятилетий был «законодателем» художественного вкуса театра. Спектакли в его оформлении запоминались зрителям завораживающей живописью, богатой палитрой сценических средств выражения замысла драматурга и режиссёра и при этом единством стиля, знанием исторической эпохи, а главное, высоким профессионализмом театрального сценографа. Эскизы театрального художника не всегда становятся достоянием изобразительного искусства. Но у Александрова работа над каждым спектаклем выливалась в отдельную историю создания художественного образа постановки. А в нём и живописный задник, и зарисовка мизансцен, и штрихи эпохи, и характер героя в его костюме – природа театра требовала порой энциклопедических знаний. Александрову в оформлении спектаклей, его творческой энергии и фантазии, казалось, нет конца».
Память о художнике светла!