168 театральный сезон

театр основан в 1856 году

(3532) 77-94-84 (3532) 77-43-19

г. Оренбург, ул.Советская 26

Касса: 9.00-19.00, перерыв 14.00-15.00

#СДнемРожденияПушкин2021. БОРИС ГОДУНОВ.

02.06.2021 г.

#СДнемРожденияПушкин2021

#орендрама

Произведения А.С. Пушкина на оренбургской сцене.

1937 год – год 100-летия смерти А. С. Пушкина. Театр не мог остаться в стороне и не почтить память поэта постановкой его пьесы. Трагедия «Борис Годунов» стала глобальным театральным проектом тех лет. Над постановкой «Бориса Годунова» работали три режиссера – Н. Медведев, С. Пронский, М. Рахманов. Н. Медведев распределил между собой и коллегами сцены трагедии, которые потом, в сводной репетиции, должны воссоединиться в единый организм спектакля. Часть костюмов к спектаклю по эскизам художника С. Александрова производилась в Москве. Театральные цеха создавали объемные декорации. 

В своем выступлении перед труппой в самом начале репетиций  режиссер-постановщик Н. А. Медведев подчеркнул великую степень ответственности театра в создании на сцене пушкинских героев – героев истории России: «А. С. Пушкин, написавший трагедию «Борис Годунов», придавал этой своей работе очень большое значение, заявляя: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». Концепция Пушкина, совершенно выбрасывая идею «небесного правосудия», объясняет падение и гибель Бориса соотношением и борьбой земных социальных сил». Иными словами, перед театром стояла задача не просто показать народ участником событий, но и представить народную массу реальной силой в государственных делах. Причем важно было создать на сцене не историческую хронику смутного времени, а именно пушкинское понимание этой вехи истории страны». 

В «Большевистской смене» вышла одна из первых заметок о премьере театра: «Нужно приветствовать театр, пошедший по линии наибольшего сопротивления, – пишет Зритель, – взявший в работу труднейшее произведение из всего драматургического наследия А. С. Пушкина. <...> На первом плане образы Бориса и самозванца. Артист С. Адолин (Борис) дает интересный рисунок умного правителя, не теряющего самообладания до последней минуты, крепко держащего в руках бразды правления. Состояние беспокойства из-за растущей пропасти между Борисом и народом актером намечено и понятно верно, но дается несколько холодно. Однако образ Бориса, данный Адолиным, четок и закончен. Хорош Шуйский (артист Н. Матвеев) – умный, скрытный, смелый и изворотливый царедворец и противник Бориса. Внушительная фигура боярина Воротынского – артист И. Прошин. Запоминаются – сочно сделанная роль Мисаила (артист И. Кирсанов), Афанасий Пушкин (артист В. Фомичев) и Пимен (артист В. Агеев). Несмотря на отдельные небольшие недочеты, спектакль – большое достижение Оренбургского театра, заслуженно пользующийся успехом у зрителя и позволяющий ожидать еще более высокого качества работы в будущем». 

Этот спектакль действительно стал величайшим событием для всех оренбуржцев, а для театра – новой ступенью профессионального мастерства. Оренбургская постановка «Бориса Годунова» вместе с новосибирской была признана лучшей на периферии. Их обсуждение состоялось в апреле 1937 года в Доме актера ВТО в Москве. Для театра периферии это был большой прорыв, важный для формирования имиджа театра из Оренбурга в столице.