168 театральный сезон

театр основан в 1856 году

(3532) 77-94-84 (3532) 77-43-19

г. Оренбург, ул.Советская 26

Касса: 9.00-19.00, перерыв 14.00-15.00

История театра

История театра в Оренбурге

Имя первого театрального антрепренера в Оренбурге - Борис Климович Соловьев. Его считали антрепренером «средней руки» и с «зело слабенькой» труппой, однако, как ни странно, имя Соловьева стоит у истоков зарождения театров в Вологде, Рыбинске, Владимире, Симбирске, Архангельске, Самаре... Случился на его пути и Оренбург. Губернатор Оренбургского края граф В.А. Перовский на письмо Соловьева о разрешении открытия в городе театрального дела ответил, что он «в рассмотрение подобных просьб не входит, но на прибытие последнего в Оренбург и открытие здесь спектаклей препятствий не видит, ежели проситель сочтет это для себя выгодным». Театр в городе на рубеже Европы и Азии с легкой руки Соловьева прижился-таки. Бывали времена взлета и падения интереса оренбуржцев к театральному искусству, однако зерно брошено, всходы пошли и вскоре Оренбург уже не мог обойтись без театра. Оренбуржцы с нетерпением ждали приезда новой антрепризы и открытия нового театрального сезона. В свое время Г. Успенский отмечал, что зритель, замкнутый в сером кругу провинциальной обыденности, «с истинным благоговением относился к малейшим минутам наслаждения, доставляемым театром».

14 января 1869,  ровно 150 лет назад, было ознаменовано открытием реставрированного театрального здания в Оренбурге.  Именно в этот день в 1869 году состоялось открытие городского театра. Здание, однажды приютившее театральную труппу, строилось совсем  не для лицедейства и развлечений публики. Первоначально  оно предназначалось для обучения верховой езде воспитанников рядом расположенного Неплюевского военного училища. Однако вскоре занятия с рекрутами были упразднены. И многие годы каменное здание в самом центре города  пустовало. В бывшем манеже были отстроены фойе, ложи, сооружен третий ярус, так называемая, галерка, вход на которую был со стороны Николаевской улицы. За счет закрывающейся «музыкальной ямы» была расширена сцена. Театр получился небольшой, но уютный. По приглашению генерал-губернатора Н.А. Крыжановского оренбургских  зрителей встречала  антреприза Алексея Бельского. Артисты представили  водевиль «Колечко с бирюзой» и комедию И.С. Тургенева «Холостяк».

 «Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы всех среднеазиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тысяч душ», - строки из ходатайства генерал-губернатора Крыжановского перед военным министерством о передаче здания театра, переделанного из манежа, городу.

Оренбургская сцена знала многих известных артистов театра. На нашей сцене выступали Алексей Рассказов, Николай Вехтер, Павел Свободин,  Нина Анненкова-Бернар, Екатерина Бельская, Анна Брянская и многие другие. Талантливый  актер Модест Писарев был хорошо известен оренбургским театралам. Первый его приезд в наш город случился в 1870 году, в антрепризе А.М. Максимова. Именно в Оренбурге он впервые сыграл роль Арбенина в спектакле «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

В разные годы в Оренбурге работали незаурядные провинциальные антрепренеры — А.Бельский, А. Рассказов, П. Казанцев, И. Новиков, А. Грубин, Н. Коралли-Торцов и другие. 

Одним из первых в провинции театр обращается к творчеству А. П.Чехова. В 1898 году состоялась премьера «Чайки». В том же году спектакль был поставлен К.С.Станиславским в Московском Художественном театре. Особенностью творческого пути театра стала приверженность драматургии М. Горького, чье имя он носит с 1932 года.

В тридцатые годы наряду с возросшим вниманием к классическому репертуару — «Гамлет» (1934г.), «Ромео и Джульетта» 1936 г., «Борис Годунов», «Горе от ума», «Ревизор» (1937г.) в театре идут пьесы Н. Погодина о строителях первых пятилеток — «Поэма о топоре», «Темп» (1938), а также произведения, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. В спектаклях «Человек с ружьем» (1938г.), «Ленин в 1918 г.» А. Каплера и Златогоровой (1939), «Кремлевские куранты» роль Ленина исполнял В. И. Агеев, первый из оренбургских артистов, удостоенный звания «Народный артист РСФСР».

В годы Великой Отечественной войны театр внес свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. Фронтом для артистов, режиссеров и художников стала сцена. Ведущими артистами труппы в те годы были В. Агеев, А. Садовская, Б. Щукин, М. Куликовский, А. Озеров, М. Каплун, Озорнова, Тальмо, Новиков, А. Побегалов, Неверов, М. Некрасова, В. Менчинский, М. Олегова, А. Элькес и др. Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей - выстоять и победить. Артисты театра принимали участие в концертах для раненых в госпиталях города, выезжали на передовую в составе фронтовых бригад. За 4 года в театре драмы были поставлены пьесы классического репертуара, советской и зарубежной драматургии. Среди них «Так и будет» К. Симонова, «Лес» А.Н.  Островского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горе от ума» А.С. Грибоедова...

С середины ХХ века театр возглавляли такие замечательные режиссеры, как народный артист СССР М. А. Куликовский, заслуженные деятели искусств РСФСР   Ю. С. Иоффе,  Н. Ш. Тхакумашев, А. М. Зыков, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Н. А. Воложанин, В. С. Подольский, народный артист РФ  А. С. Солодилин. 

Восемнадцать лет руководства Юрия Самойловича Иоффе стали эпохой в развитии театра. Именно в это время (1953 – 1971 гг.) сложился основной костяк труппы. Уже после это время назвали «золотым веком театра в Оренбурге».  Очередными режиссёрами были  заслуженная артистка РСФСР И. Ф. Щеглова и М. В. Нагли.  Художники Серафим Николаевич Александров и Дмитрий Николаевич Фомичев несколько десятилетий творили и создавали художественные образы спектаклей на оренбургской сцене, отвечали за высокий уровень сценографии. По сохранившимся эскизам художников можно судить, насколько ярко, смело, интересно и достоверно эпохе они разрабатывали художественное воплощение каждой постановки.

Московские гастроли 1955 и 1962 гг., гастроли в Ленинграде 1966 года стали для коллектива серьезным экзаменом, который он успешно выдержал. О спектаклях театра писали в журналах «Театр», «Театральная жизнь», отмечая самобытный репертуар, яркие актерские работы, прекрасную сценографию и постановочную культуру. Заметно выросла известность коллектива в театральной России, а город Оренбург, с тех самых пор, приобрел славу театрального.

Этому способствовали многие обстоятельства. Одно из них — существование при нем в 1962-1970 гг.  филиала школы-студии при МХАТ СССР. Два выпуска (1966 и 1970 г.г.) дали высшее профессиональное образование 27 актерам. Многие дипломники разъехались по стране, а для некоторых, более чем на три десятилетия, театр в Оренбурге стал родным домом. Это заслуженные артисты: Изольда Лидарская, Александр Папыкин, Павел Чиков; актрисы: Елена Могельницкая, Наталья Панова, Елена Улановская.

Нальбий Шабанович Тхакумашев, выпускник ГИТИСа, стал главным режиссером Оренбургского театра в 1971 г. На базе театра была организована стажировка руководителей самодеятельных коллективов и кружков области. Многие спектакли в постановке Нальбия Тхакумашева оставались в репертуаре театра еще несколько лет после его отъезда из Оренбурга. Они входили в гастрольный репертуар театра и являлись костяком репертуара. Среди них: «Дачный роман» Б. Рацера, В. Константинова, «Русские люди» К. Симонова, «Обратная связь» А. Гельмана, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Ричард III» Шекспира. Многие спектакли поставлены в сотрудничестве с театральным художником Станиславом Алексеевичем Шевелевым.

С 1997 года по сей день  художественное руководство  Оренбургского государственного областного драматического театра возглавляет  народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Рифкат Вакилович Исрафилов. Оренбургский театр Исрафилова входит в историю масштабными спектаклями, мощными по силе воздействия и яркими по форме. Театр может гордиться богатой фестивальной практикой и престижными наградами в области театрального искусства. А самое главное, по инициативе и под руководством Рифката Исрафилова  в Оренбурге на базе Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей появилась кафедра мастерства артиста драматического театра и кино,  многие выпускники которой  в настоящее время составляют костяк труппы театра.

В год пушкинского юбилея, в 1999 году,  суждено было появиться на оренбургской сцене «Капитанской дочке». Инсценировку писал сам режиссер Р.В. Исрафилов. Пронизывающей идеей сценического полотна стал «народный бунт – бессмысленный и беспощадный». Взволновав театральную общественность города, спектакль принял участие в Московском театральном фестивале «Пушкинская сцена», а затем в IV Международном фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске и в 2000 году в VII Всероссийском Пушкинском фестивале в Пскове. Оренбургская «Капитанская дочка» покорила своих зрителей! Спустя годы театр вновь работает над «Капитанской дочкой».

Выросло новое поколение зрителей. А гениальное произведение А.С. Пушкина не теряет своей актуальности. В нем все: и любовь, и честь, и предательство. Герои спектакля  «Капитанская дочка» вновь на оренбургской сцене! 

В 2008 году спектакль «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова  в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова представил Оренбург театральный на  Международном Волковском фестивале в Ярославле.  Тогда театру была вручена награда – Премия Правительства РФ имени Федора Волкова «За заслуги в развитии театрального искусства». Эта премия явилась признанием Оренбургского драматического театра как творческого коллектива, имеющего твердую художественную позицию и внесшего значительный вклад в развитие театрального искусства.

Спектакль «Ричард III» по трагедии У. Шекспира в постановке Р. Исрафилова – необходимость выразить соотношение нравственного и безнравственного в мыслях и поступках людей, натуры которых не изменяются со временем, а углубляют ходы поисков и происков. Спектакль – лауреат II Федерального фестиваля "Театральный Олимп" (г. Сочи), премии Губернатора "Оренбургская лира", V Международного театрального фестиваля «Гостиный двор» (г. Оренбург). Роль Ричарда принесла ее исполнителю – заслуженному артисту РФ Олегу Ханову премию им. К. С. Станиславского

В канун 9 мая указом Президента РФ В.В. Путина наш  театр награжден памятной медалью к 70-летию Великой Победы за патриотическое воспитание зрителей.  В год 70-летия Великой Победы на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького состоялись сразу две премьеры, посвященных этой замечательной дате. «Письма памяти» О. Николаева  и «Позови меня в прошлое» по пьесе П. Рыкова.  Уже много лет остается в репертуаре легендарный спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева в постановке Рифката Исрафилова.

Во главе с художественным руководителем Р.В. Исрафиловым  и директором театра П.Л.  Церемпиловым в театре сложилась мощная творческая команда: главный художник – народный художник РФ Тан Гумерович Еникеев, музыкальный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Тамара Пикулева. Режиссер – Александр Александрович Федоров. Ведущие артисты труппы  - это народный артист РФ Андрей Лещенко, заслуженные артисты РФ – Надежда Величко, Владимир Бухаров, Зинаида Карпович, Борис Круглов, Сергей Кунин, Сергей Тыщенко; артисты – Дмитрий Гладков, Мария Губанова, Альбина Демченко, Максим Меденюк, Юлия Ковальчук, Эдуард Султанбеков, Алсу Шамсутдинова, Сергей Шахмуть и др.

К 160-летнему юбилею театра вышла в свет книга «Оренбургские театральные сезоны», в которой представлен исторический и творческий путь становления и развития театра в Оренбурге.  Еще В. И. Немирович-Данченко в своих записках размышлял: «Меня волнует не то, как принимают спектакль, а то, с чем уйдет зритель из театра, перейдет ли спектакль в жизнь, долго ли будет он жить в умах и сердцах зрителей, смотревших его?»

Современный репертуар – это постановки по произведениям классики и современности. Художественный руководитель народный артист РФ Рифкат Вакилович Исрафилов, уверен, что какими бы ни были времена, в театре «основополагающей является русская психологическая школа, а главным на сцене по-прежнему остается человеческий дух роли». На этом фундаменте и основывается эстетическая платформа театра.